Дариан Дралюк

 

25 лет назад - 24 мая 1991 года  остановилось сердце Дариана Нахимовича Дралюка

 

 

Дариан Нахимович Дралюк – режиссер  Нижнетагильского драматического театра с 1980 до 1987

 

Он спешил делать добро

Дралюк Дариан Нахимович – актер, режиссер, педагог. Человек легенда, человек загадка. Удивительный, мудрый, язвительный, добрый, требовательный, принципиальный, безумно ироничный.      Дарик – так звали  его за глаза,   учился в Москве, работал во многих городах Советского Союза. Тонкий и многообещающий актёр трагически потерял руку, потом глаз, но не утратил жизнелюбия и преданности театру. Стал режиссёром.

Он был из шестидесятников, глотнул воздуха  весенней оттепели,  прочитал в «самиздате» Булгакова, Мандельштама, Солженицына,   постоянно цитировал   Евтушенко и Вознесенского, Мандельштама и Солженицына...  Ему пришлось расплачиваться за свои взгляды  и привязанности: его исключили из партии и «посоветовали» не работать в областных городах. Так почти случайно Дралюк оказался в Тагиле. Спасибо случаю, 30 лет назад театр и город получили удивительного человека и талантливого режиссера. 

Первый его тагильский спектакль «Спешите дело добро». Вряд ли он    случайно выбрал эту пьесу М.Рощина потому, что ее название совпало  с его жизненным кредо. Но это было именно так. Он спешил делать добро, когда ставил  «Двенадцатую ночь» Шекспира, «Антигону» Ануя,  «На бойком месте» Островского и другие свои спектакли. 

Он спешил делать добро, когда создал в педагогическом институте театр «ВАМ!».  Многие помнят, как в переполненном институтском зале их однокашники с горящими глазами говорили с ними языком Маяковского, Арбузова, Зощенко.   Дариан Нахимович  обладал удивительной способностью – он влюблял людей  в себя и в театр.

Какая пробивная сила, увлеченность, умение убеждать помогли ему в середине 80-х годов создать первый, и, похоже,  единственный за всю современную историю,  хозрасчетный театр – неведомо.  Дралюк ушел из драматического театра и полностью отдался «ВАМу». И это его решение стало во многом судьбоносным для многих «вамовцев».  Созданный им студенческий театр стал самостоятельным – профессиональным театром-студией, переехал в ДК «Юбилейный» и стал в те годы самым ярким творческим коллективом города. Дралюковские актеры-любители играли  «Я к вам приду» Маяковского, «Собачье  сердце» М.Булгакова, «Тартюф» Мольера, «Диктатуру совести» М.Шатрова - самую острую пьесу тех лет.  

Дариан Нахимович оказался великолепным педагогом!  Он открыл актёрский талант во многих своих питомцах и добился того, что для его актеров был организован  специальный «тагильский курс»  Екатеринбургского театрального института. Сейчас они работают в театрах и  на телевидении в Москве - Анатолий Журавлев,  Сергей Клевакин, Роман Радов,   в Санкт-Петербурге – Александр Анферов,  в Екатеринбурге – Илья Скворцов и Татьяна Боровых, в Тагиле – Василий Макаров, Ольга Городецкая,  а трое  - Марианна и Игорь Булыгины и Елена Макарова - актёры тагильской драмы.

Своими учениками  считают себя и первые «телеконовцы», потому что Дралюк  стал первым режиссером первой тагильской студии телевидения. Он не только вдохновлял создателей «Телекона»,  операторов и журналистов, но и стал одним из авторов легендарного теперь телефильма «Татуированный город». 

 А какой он был рассказчик! Его истории не иссякали и не повторялись, они были правдивы и невероятны одновременно. Каждый, кто знал  Дариана Нахимовича, не только помнит, но и часто повторяет его коронные юморные фразочки: «У меня рук мало», «Не перебивай меня, я может в конце, что-нибудь умное скажу»… Свою жену Татьяну Федоровну он называл «моя вдова».Любимая женщина, мать его любимого сына,  любимая актриса,  самый требовательный и непримиримый критик всех работ мужа. И он платил ей той же монетой: актрисе Дралюк доставалось больше других от режиссёра Дралюка. Она играла Антигону, Зойку в «Зойкиной квартире», Сару в «Иванове», Суок в «Трёх толстяках»,  Бабу Ягу в «Иване-царевиче» (это была потрясающая Баба Яга)!

Дариан  Дралюк - глубоко творческий, театральный человек, заразивший своей доброй любовью к театру целое поколение зрителей и актеров.