Алевтина Вакулина

Алевтина Александровна Вакулина  работала в театре с  1964 года. Последний раз она  вышла на сцену в 2008 

 

              Судьбы, подаренные  театру

               

 ...В квартире Алевтины Александровны Вакулиной висели рядом портреты молодой красавицы с мечтательными глазами и обаятельнейшего, лукаво улыбающегося мужни­ны в бабочке - фотографии хозяйки дома и ее мужа Николая Васильевича Будагова. Наверное, вот такими были они в далекие 1960-е, когда c ними познакомилась тагильская публика. До этого порознь и вместе служили они в театрах Астрахани, Ульяновска, Днепропетровска, Львова, Баку, Ленинграда, Владивостока
     

Ее первыми героинями  в нашем театре были леди Милфорд в спектакле «Коварство и любовь», Надежда Чебоксарова в «Бешеных деньгах». Много воды утекло с тех пор, как она играла в «Молодой хозяйке Нискавуори» Старую хозяйку, в «Платоне Кречете» - санитарку Христину  Архиповну,   в «Восьми любящих женщинах» - не­многословную Шанель, в драме «Деревья умирают стоя» — пре­дупредительную и заботливую служанку Хеновеву...

Она очень любила своих героинь - сенти­ментальную и чопорную Раису Саввишну из комедии «Замуж­няя невеста, «форменную ар­тистку» Веденееву из спектакля «Женский стол в «охотничьем» зале», вагоновожатую Асю, ко­торую мягко, иронично играла в спектакле «Синее небо, а в нем облака». К эпизодическим ролям Алевтина Александровна отно­силась так же трепетно и ответс­твенно, как к крупным. Единс­твенный за спектакль выход на сцену ее Дружинницы из мю­зикла «Мустафа» или ... Мурышкиной из «Русского секрета» то­нули в аплодисментах зала

 

2 vakulina.jpg - 133.6 kb   3 vakulina.jpg - 158.87 kb
 "Женское постоянство"   "!Дядюшкин сон"

 

С годами репертуар А. Ваку­линой становился все беднее. Тем заметнее любила она Розалию в «Филумене Мартурано» - добрую, заботливую служанку, чопорную англичанку Миссис Пирс в коме­дии «Пигмалион». Алевтина Алек­сандровна «купалась» в этих ролях, получала удовольствие от каждого выхода на сцену и в свои 80 лет мечтала о новых ролях. А партне­рам было уютно, спокойно и радос­тно работать рядом с нею. Она была последней из когорты актеров, вла­девших той старой, великолепной актерской школой, которая ушла вместе с ними...

 

4 vakulina.jpg - 176.25 kb   1vakulina.jpg - 134.14 kb
 "Царица и велосипед"    "Три толстяка"
     
5 vakulina.jpg - 97.08 kb  

Роли. Характеры. Судьбы.... И са­мая удачная, самая талантливо прожитая ею судьба - ее собствен­ная, подаренная театру.

 

Теперь уже вряд ли можно вспом­нить, кто первым назвал Алевтину Александровну совестью коллекти­ва. Но более пятнадцати лет наши актеры доверяли А. А. Вакулиной беспокойную и ответственную должность уполномоченной Сверд­ловского отделения Союза театраль­ных деятелей России.

 

Она была любимицей коллек­тива. Ее мнением дорожили, к ней прислушивались, ее пох­вала дорогого стоила. Партнеры восхищались ее преданностью ро­лям, сцене, людям театра, ее ин­теллигентностью, даже аристок­ратизмом, ее энергией. И доброй душой...

 "Золотая пыль"

 

8vakulina.jpg - 253.93 kb


 
91 vakulina.jpg - 170.04 kb
 "Русский секрет"
 
 

 

 Предисловие к  юбилею 2000 года

 

И.Булыгин, директор театра по творческим вопросам, актер. Это очень хорошо, что есть в театре такой человек, который всего себя отдает театру, человек, глядя на которого можно учиться, на которого хочется равняться.   Это хорошо для театра, традиции которого сохраняет Алевтина Александровна, хорошо для зрителей, которые имеют возможность видеть на сцене такую замечательную актрису, хорошо для партнеров, многие из которых обожают Алевтину Александровну. Большое ей спасибо за ее работу.

 

М.Байер, заслуженная артистка РФ. Я как раз из тех партнеров, которые обожают А.А.Вакулину. Мы вместе работали в спектаклях «Эта женщина – моя», «Царица и велосипед», сейчас вместе играем в «Филумене Мартурано». Как приятно с ней работать! Эта актриса – эталон для подражания во всем! В ней такая интеллигентность, такая порода, такой аристократизм, который уже уходит, к великому сожалению! И мы должны радоваться, что можем видеть ее каждый день. Молодым надо учиться у Алевтине Александровны тому, как работать, как вести себя за кулисами, как любить свое дело. Я счастлива, что жизнь свела нас. Я очень люблю  Алевтину Александровну. Она для меня, как мать.

 

Н.Саловская, заместитель директора театра, актриса. Несмотря на большую разницу в возрасте, мы дружим с Алевтиной Александровной уже несколько десятилетий, и наши отношения плавно перешли в родственные. Она надежная подруга. Чаще не я ей, а она помогает мне в трудные моменты. Поражает достоинство, с каким она живет. Она никогда не жалуется, никогда ни о чем не попросит, не плачется. Бывает, что плачет Горько плачет, когда. Есть в А.Вакулиной   совершенно несовременная, какая-то патриархальная дисциплинированность. Она просто не способна что-нибудь «нарушить», не способна  прийти в театр хоть на минуту позже назначенного времени,   чему-то не придать значения, от чего-то отмахнуться.  Для нее нет мелочей ни в жизни, ни на сцене. Ей можно доверить любую тайну, у нее всегда можно попросить помощи. 

***

Много воды утекло с тех пор, как она играла  «Золотой пыли» жену золотопромышленника Мар­фу Лукиничну, в драме «Деревья умирают стоя» предупредительную и заботливую служанку Хеновеву, в «Молодой хозяйке Нискавуори» - Старую хозяйку, в «Платоне Кречете» санитарку Христи­ну Архиповну, в «Восьми любящих женщинах» - немногословную Шанель, раскрывшую «преступление», случившееся в доме ее хозяев.

Думаю, что у Алевтины Александровны нет ролей любимых и нелюбимых. А у меня есть ее любимые роли. Это «форменная артистка» Веде­неева из спектакля «Женский стол в «охотничьем» зале». Когда-то она сдала годовалого сына в детский дом, а теперь сама по его воле оказалась в богадельне. Но ее не было жаль, потому что актрисе удалось сделать ее трогательной и от­талкивающей одновременно. То с оскорбленным лицом, то с видом светской дамы, жадная, никог­да ни в чем не раскаивающаяся, - она всю жизнь играла, врала. В этой яркой, гротескной героине А. Вакулиной виделась судьба целого поколения, обманутого фальшивыми идеологиями, и конкрет­ная   несчастная женщина.

Я очень любила вагоновожатую Асю, которую Алевтина Александровна мягко, иронично играла в спектакле «Синее небо, а в нем облака», ее слегка придурковатую героиню комедии «Эта женщина - моя», сентиментальную и чопорную Раису Саввишну из комедии «Замужняя невеста», наивную, пытающуюся постигнуть азы «новой» жизни Дружинницу, бросившуюся на борьбу с беспризорниками, из мюзикла «Мустафа».

В нынешнем репертуаре театра А. Вакулина играет Розалию в «Филумене Мартурано» - доб­рую, заботливую, боготворящую свою любимую Филуме, и миссис Пирс в «Пигмалионе». В этой ее служанке столько превосходства над ее хозя­ином - доктором Хигинсом, столько подчеркнутой «английской» исполнительности! А за всем этим - полная уверенность в том, что без нее умный и «плохо воспитанный» ее хозяин, если и не пропадет, то непременно наделает непоправимых глупостей. Алевтина Александровна купается в этих ролях, получает удовольствие от каждой из них. И партнерам уютно, спокойно и радостно работать рядом с нею.

Она - любимица коллектива. Партнеры вос­хищаются ее преданностью ролям, сцене, людям театра, ее интеллигентностью, даже аристокра­тизмом, энергией. Поражает достоинство, с кото­рым она живет, никогда ни на что не жалуясь, ничего ни у кого не прося, никогда никого не осуждая. Ее мнением дорожат; к ней прислушива­ются, ее похвала дорогого стоит. Теперь уже вряд ли можно вспомнить, кто первым назвал Алевтину Александровну совестью коллектива. Но уже лет пятнадцать наши актеры - члены Союза театральных деятелей РФ выбирают А. А. Вакулину, своим руководителем, доверяют ей бес­покойную и ответственную должность  уполномоченной Свердловского отделения Союза театральных деятелей России

Думаю, А. Вакулина не обидится на меня за то, что, по-моему, самая удачная, самая талантливо прожитая ею судьба - ее собственная, подарен­ная театру.  (Ольга  Черепова, 2000)

 

Послесловие к  юбилею 2005 года

Ее называют совестью театра

 

005.jpg - 217.37 kb

 Коллектив Нижнетагильского драматического театра  тепло поздравил с юбилеем актрису Алевтину Александровну Вакулину.  Был почетный эскорт  от квартиры  до сцены, юбилейный трон, песни и гимны, праздничный  приказ художественного руководителя,   поздравления Управления культуры администрации города и  Екатеринбургского отделения Союза театральных деятелей России.  Это был необычный юбилей. Хотя бы потому, что  давно в театре никого не поздравляли  с 75-летием.

 ...Наверное, как каждая актриса, Алевтина Александровна думает, что сыграла далеко не все роли, о которых мечтала, которые хотела бы и могла бы сыграть. Она не считала, сколько судеб своих героинь прожила на сценах Краснодара, Комсомольска-на-Амуре, Ростова, Львова, сколько непохожих характеров создала почти за 40 лет в Нижнетагильском драматическом театре. Были в ее жизни немногословная, суетливая толстуха Шанель в спектакле «Восемь любящих женщин», предупредительная, заботливая и добрая Хеновева из драмы «Деревья умирают стоя», сентиментальная «старая девушка» Раиса Саввишна в комедии «Замужняя невеста», «форменная артистка», изображающая из себя светскую даму,  Веденеева  в пьесе «Женский стол в «охотничьем» зале, а еще -  жена золотопромышленника Марфа Лукинична в «Золотой пыли», санитарка Христина Архиповна в «Платоне Кречете»,  вагоновожатая Ася в истории «Синее небо, а в нем облака», Дружинница» в «Мустафе» и многие, многие другие.

И сегодня А.Вакулина   с удовольствием  «купается» в своих ролях. Две ее героини  - из «Пигмалиона» и «Филумены Мартурано» служат в респектабельных домах -  одна в английской, другая - в итальянском. В подчеркнуто-исполнительной  миссис Пирс - Вакулиной  ровно столько достоинства,  надменности  и  превосходства над ее хозяином,   сколько нужно, чтобы   едва проглядывала  ее чуть самодовольная уверенность в том, что без нее доктор Хигинс если и не пропадет, то непременно наделает непоправимых глупостей.

 А Розалия – сама доброта! У А. Вакулиной она не то что  заботиться о своей хозяйке, не только преданно любит, боготворит, обожает  ее,  сердечно и искренне переживает все ее обиды, беды и  радости  - она живет жизнью Филумены.

В день своего юбилея А.Вакулина была, как всегда, элегантна и обаятельна (выглядеть так  не отказалась бы и более молодая женщина). Она танцевала со своими партнерами, застенчиво улыбалась, не вытирала слез и,  не знаю, слышала ли от волнения добрые слова и пожелания, которые звучали в ее адрес.   «Спасибо вам, мои дорогие, - растроганно сказала она, -  за то, что вы у меня есть.  Кроме театра, кроме вас у меня в жизни нет ничего». Есть, конечно. Есть у нее память о  муже – замечательном актере Николае Васильевиче Будагове – заслуженном артистом РСФСР, великодушном и талантливом человеке. Есть у Алевтины Александровны друзья – В.Винюков, Н. и А. Саловские, другие бывшие и нынешние артисты, ее поклонники-зрители, соседи. Есть книги – классика, литература об искусстве, о театре и актерах.

Когда какое-то время ей было трудно читать, Алевтина Александровна раскрывала любимые томики и... бережно поглаживала страницы. Как раз тогда ей пришлось серьезно  выбирать -  сцена или риск отдать себя в руки врачей. Она выбрала второе. И, благодаря медикам и собственному желанию победить недомогание, чтобы остаться в театре, - она не ушла со сцены.

А. А. Вакулина живет театром. Она из тех актрис, в ком сохранилось все лучшее от уходящей уже  театральной школы, подлинная интеллигентность, даже аристократизм,  какая-то патриархальная дисциплинированность,  поразительная трудоспособность и самозабвенная любовь  к сцене. Не случайно уже почти 15  лет актеры – члены Союза театральных деятелей РФ избирают ее руководителем своей организации. Должность эта ответственная, беспокойная, во всех театрах ее обычно доверяют самым уважаемым, самым неравнодушным, принципиальным людям.   Алевтина Александровна уважаема настолько, что ее называют совестью театра.    (Ольга Черепова, «Тагильский рабочий»)