Александр Саловский

Александр Николаевич Саловский - артист нашего театра с 1976 по 2006 год

 

 

                                        Неправда, что незаменимых не бывает...
     

Судьба подарила Александру Саловскому   богатую внешность – рост, статность, красивое, обаятельное мужское лицо, чистый баритон.

В любом  спектакле он был всегда свеж, нов..

Саша не одинаково легко, а иногда с большим трудом «влезал в шкуру» персонажа, в его внутренний мир. И на это всегда были причины, не всегда от него зависящие. И все-таки он находил золотую середину  и уверенно партнерствовал с народным артистом РСФСР Федором Штоббе, тогда заслуженной, а ныне народной артисткой РФ Изой Высоцкой...

 

salovskiy1.jpg - 87.99 kb   1salovskiy.jpg - 201.04 kb
  "Между ливнями"     "Власть тьмы"

Он в актерской юности имел счастье сыграть Никиту во "Власти тьмы" Л.Толстого, Белугина в "Женитьбе Белугина" А. Островского,  Александра в "Последних" М.Горького. Будучи опытным артистом, он   сыграл главные роли в драме "О мышах и людях",   в музыкальной комедии «Царица и велосипед",  Тибальта в "Ромео и Джульетте"   и десятки других ролей

 

2salovskiy.jpg - 156.88 kb    13salovskiy.jpg - 147.69 kb
 "Власть тьмы"    "Чайка"

 

Пожалуй, не было у нас такого режиссера, который не занимал бы Саловского в своих спектаклях. А партнерши с удовольствием "рвали его на части"...  Но Александр и Нелли Саловская  десятилетиями оставались самой красивой нашей семейной парой... 

Как бы порадовался он, если бы узнал, что в 2014 году его жена стала первым лауреатом премии имени его большого друга Валерия Пашнина...

 

1955.jpg - 156.55 kb  

 

Он умел дружить... Трудно придется привыкать говорить о Саше в прошедшем времени: он жил,   он репетировал,  шутил, пел,  любил, выходил на сцену, горел, умел, дружил...

 

http://tagildrama.ru/images/galerea_pamiati/salovskiy/salovskiy2.jpg   3salovskiy.jpg - 115.56 kb
"Ловите Контрасас, вяжите его"    "Двое на качелях"
 

У многих его друзей останутся на память о Саше подаренные   медали с его шуточными  гравировкками.   Его гримерка походила на мастерскую, вернее, была мастерской,  куда все мы приносили ремонтировать застежки на цепочках и браслетах, часы, ремешки… Он был настоящие мужик.  Если что-то надо было приклеить, припаять, прибить, все шли к Саше…  В его взгляде была постоянно готовность помочь – в переезде, в ремонте...

Он водил машину, и с удовольствием возил друзей за грибами и  на Черноисточинский пруд, на Канаву - на  рыбалку, которую  любил чуть меньше, чем сцену

 

4salovskiy.jpg - 103.62 kb   5salovskiy.jpg - 135.92 kb
 "Мустафа"  
 

Он изобрел  машину – аппарат, пускал мыльные пузыри из-под колосников - кустарную, конечно, и работала, конечно,   похуже дорогостоящих импортных, но радости малышне приносила нисколько не меньше…  Зачем? Он так хотел – порадовать зрителей и коллег неожиданным эффектом.   У него были золотые руки…

 

6salovskiy.jpg - 186.09 kb   9salovskiy.jpg - 111.93 kb
"Яма"    Генерал Блинов. "Горное гнездо"

 

В 80-е годы он был единственным артистом нашего театра, который  снимался в кино. В картине "Сильные духом" его партнером был популярный Александр Михалов. А.Саловский рассказывал, что учился у него работе на съемочной площадке. Быть может поэтому, чуть ли не увереннее всех чувствовал он себя на бывшем демидовском заводе, где в 2000 году режиссер СГТРК В.Лаптев снимал наш спектакль "Горное гнездо" как телевизионный фильм. Тем более, что партнеры были давно знакомые и роль своя - генерал Блинов

 

salovskiy7.jpg - 96.3 kb   salovskiy5.jpg - 104.74 kb

 

 Генерал Блинов. "Горное гнездо". Кадры из телевизионного фильма СГТРК (часть 1)  

 

salovskiy6.jpg - 106.29 kb   salovskiy8.jpg - 90.53 kb

  Генерал Блинов. "Горное гнездо". Кадры из телевизионного фильма СГТРК (часть 2)   

 

 В ряду особых удач А.Саловского  и роль Тригорина в необыкновенно ансамблевой "Чайке".   Одной из самых ярких  в этом спектакле (и творческой биографии актера, пожалуй, тоже) была сцена, когда Аркадина уговаривала Тригорина уехать, вырывая его из пут  неожиданного вспыхнувшего чувства к Нине Заречной.  Барахтаясь по полу,  М.Байер-Аркадина восклицала: "Ты - самый лучший! Ты - гордость России!", потом буквально взгромождала  на стул огромного, красивого, талантливого и напрочь лишенного  воли А.Саловского-Тригорина. И это был уже не стул - пьедестал, и не Тригорин - а монумент писательскому гению, божеству,  с трудом удерживающему равновесие на полусогнутых трясущихся ногах...

     
8salovskiy.jpg - 173.2 kb   7salovskiy.jpg - 159.11 kb
  "Чайка"     "Чайка"

Эта сцена долго не давалась актерам. Сколько бы вариантов они не пробовали,  режиссеру Владимиру Каминскому не хватало то фальши, то искренности, то их равнодушия, то их увлеченности. Бесконечными повторами он   довел М.Байер и А.Саловского до того, что они - оба уставшие и отчаявшиеся, безумно разозлись.   Не друг на друга, а на  «бородатое чудовище" за режиссерским столиком.  И с этой обозленностью и ненавистью еще раз, не знаю, пятнадцатый или тридцатый,   сыграли сцену. И вдруг Каминский остался доволен, они (все трое!) достигли того, чего хотелось режиссеру

 

salovskiy3.jpg - 144.25 kb   virjin.jpg - 85.02 kb
"Не боюсь Вирджинии Вулф"   "Не боюсь Вирджинии Вулф"

 

Бенефисные роли мужа и жены - Джорджа и Марты А.Саловский и М.Байер в в жестокой драме Э.Олби "Не боюсь Вирджинии Вулф". Порой эти два ненавидящих друг друга существа страшны и отвратительны.  Джордж у А.Саловского -  полная противоположность Марте: он невозмутим, сдержан и расчетлив. Но в каждом его взгляде читается не только   усталость от жизни и игры по правилам, установленным в их семействе. В нем без труда угадывается тонкая, ранимая, романтичная душа, нежность и тоска по неосуществленной мечте. За роли в этом спектакле оба актера   удостоены премии Главы города «За выдающиеся достижения  в творческой деятельности» в 2002 году. Эта премия так и осталась единственной у Алексаандра Саловского...

 

11salovskiy.jpg - 90.21 kb   12salovskiy.jpg - 133.22 kb
 "Не боюсь Вирджинии Вулф"    "Плачу вперед" 

 

Последней его ролью  стал актер   Михаил Распятов из комедии «Плачу вперед» – любимец публики и женщин, восхитительно неподкупный, импозантный, непосредственный и трогательный…Был в этом спектакле  лирический монолог о театре. Трудно сказать, кто - актер Саловский или его герой, или оба вместе выходили они на авансцену и, бросая цветы в зал,  открывали свою скрытую от посторонних глаз жизнь, свою душу, свою мечту:

«Я создам театр. Театр, который будет  только радовать и развлекать. Потому что развлечение - не пустяк, а огромная душевная потребность. И никогда на сцене моего театра обыкновенный человек не будет унижен, осужден, зло осмеян в своих слабостях»...  Затаив дыхание,  слушал исповедь  Александра Саловского зрительный зал. И долго аплодировал -   Актеру, его исповеди, его жизни, его любви к театру.  Слишком рано  поставлен крест на этой любви


10salovskiy.jpg - 112.1 kb   salovskiy4.jpg - 142.37 kb
  "Плачу вперед"
     Концертный номер

 

Слово судьба-оборотень  опомнилась, спохватилась, что слишком щедро одарила человека, отпустила столько достоинств в одни руки, и, обозлившись, изуродовала, изломала, растерзала  душу, тело в мучительной, изматывающей болезни. Судьбе сдачи не сдашь… Она сочла, что он  сделал все. Он посадил дерево –  в их с Нелли Саловской саду растут не только плодовые, но и хвойные - елочка, кедр Он построил дом. Вырастил сына...

  

Наш Саша Саловский, едва перешагнув полувековой юбилей, ухнул в вечность, так и не успев хоть сколь-нибудь постареть: чуть поседели виски, а душа так и осталась юной и влюбленной. Память каждого из нас теперь сохранит этот образ человека с трепетным сердцем, с вопрошающим теплым взглядом: «Вам надо помочь? Я готов» Именно поэтому у него не было недоброжелателей, завистников, мелконьких врагов и сплетников.

Он ни в чем не был эгоистом и умел интуитивно поделиться своими душевными драгоценностями с любимыми и любящими его людьми. Забыть, потерять в истории в театра Александра Николаевича Саловского невозможно. Никогда. Такие личности приходят на сцену ох, как не часто.
     

 «Есть золото земли, и есть золото неба… имя им любовь и вера…» - голос в начале 2000 годов знали все, даже те,  кто не бывал в театре…  В последние месяцы он переключал телевизор, когда шла эта реклама:   он так любил жизнь, он так верил… А она уходила  из него медленно и мучительно…

Как жаль... как жаль...  

 

Лауреаты премии Главы города Александр Саловский и Мария Байер