Анатолий Щеголев

 

Идет работа над страницей

Анатолий Иванович Щеголев – главный режиссер театра с 1974 до 1983 года

Нелли Иосифовна Щеголева – заведующая музыкальной частью театра с 1974 до 1981 года

 

Капитан режиссерской команды

Творческий взлет, одухотво­ренность от репетиций и спектаклей появились у актеров с приходом в театр А. Щеголева. С удовольствием работали актеры в спектакле «Характеры», где не только раскрылись характеры персонажей В. Шукшина, но и обозначились но­вые краски в запасе ветеранов нашей сцены и творческой молодежи.

В репертуаре появилась пьеса «Лучше остань­ся мертвым, или Человек со звезды» Виттлингера. В ней в полную силу раскрылось мастерство И. Высоцкой. Она играет в этом спектакле семь ролей - семь психологичес­ки разных образов: медсестру, служанку пастора, богатую даму, мотоциклистку... И в каждой, непохожей на преды­дущую и последующую, поворачивается все новой и новой гранью своего дарования... (Лариса Песецкая, завлит)                                                                     

Стабильной выглядела жизнь театра на рубеже 70-80 годов. Помимо официального названия он с честью нес звание Театра Рабочего города. Оно было этаким пышным фасадом. С коллонадой. Стабильность эта имела место быть благодаря неусыпной и трогательной заботе многоэтажных вышестоящих инстанций. Театр был полностью «зафлажкован» красными флажками, то есть идеологией развитого социализма. Люди театра, отвечающие за репертуар, отчетливо понимали, что «шаг влево - шаг вправо» чреват большими неприятностями.

А Анатолий Иванович Щеголев, умудрялся ставить пьесы «Человек со звезды» Виттленгера,  «Драму из-за лирики» Г. Полонского, «Наедине со всеми» А.Гельмана.

А чтобы соблюсти «репертуарный баланс», он дипломатично включал в афишу «датские», посвященные юбилеям этапных в стране событий и личностей, спектакли – «Товарищ Время», «Между ливнями», «Где-то на Урале». Он трижды ставил произведения Д.Мамина-Сибиряка – «Золотая пыль» и «Приваловские миллионы».  Он смело взялся за совершенно не обещающую успеха драму О. Данилова «Петрович». И театр удачно выступил с ней на Всероссийском фестивале «Образ современного рабочего на сцене и в драматургии», играл на гастролях в Чечне и Осетии, куда с огромным трудом была доставлена небывалая- во все зеркало сцены – металлическая конструкция, которую, кстати, в порядке шефской помощи сварили на Уралвагонзаводе.

В ту пору у театра был план - 9 постановок в год. Если отбросить гастроли и отпуск, получаете надо было раз в месяц штамповать свою продукцию - как главный конвейер того же Уралвагонзавода.

С такой задачей в одиночку было не справиться. До конца 70-х годов вторым режиссером-постановщиком был в театре Виктор Хоркин, спектакли которого «Дикарь» и «Восемь любящих женщин» побили в те годы все рекорды зрительской посещаемости, а «Взрослая дочь молодого человека» стала одной  первых постановок нашумевшей пьесы В.Славкина в провинциальном театре.   

 Анатолий Иванович стал инициатором включения Нижнетагильского драматического во  Всесоюзный ТЮЗовский эксперимент, призванный доказать, что  в городе, где нет специального детского театра, его функции может выполнять театр «взрослый». По условиям этого эксперимента каждый сезон в репертуаре должно было появиться три спектакля для детей и молодежи. Свердловское театральное училище должно было «по распределению» направлять в Тагил  4-5 своих выпускников ежегодно. Руководство города обязывалось предоставлять им жилье, а театр – дебют. В результате этого эксперимента  в афише появились «Золушка», «Сын полка», «Снежная королева», «Белоснежка», «Гуманоид в небе мчится», «Расплата», «Следствие», «Лети все горе прочь…» и другие спектакли, главные роли в которых исполняли совсем юные Е.Чудинов, В.Саргин, А.Саловский, В.Бухаров, А. и Н. Сухинины, А.Шебаршин…

Сейчас (в 2015 году) в театре осталось четверо участников эксперимента, закончившегося 30 лет назад, - Василий Саргин, Евгений Зимин, Сергей Зырянов и Андрей Рывкин.  

В  1980 году Анатолий Иванович Щеголев  создает режиссерскую команду единомышленников в составе Дариана Дралюка и Юрия Горина. Три шестидесятника, эрудита, знатока поэзии и любителя литературы, три прекрасных рассказчика и оратора, три режиссера с разными почерками и  манерами…   За их эксперименты и творческо-идеологическое инакомыслие А.Щеголеву  не раз приходилось  «отвечать» перед упомянутыми вышестоящими инстанциями... То его упрекали за то, что в спектакле Дралюка «На бойком месте» кони на заднике «вовсе не из Островского», то настойчиво рекомендовали не показывать на только что (тогда впервые!) открытой Малой сцене поставленную Гориным пьесу «Двадцать минут с ангелом»– «её же Вампилов написал»! А многие пьесы, буквально добытые, благодаря многочисленными знакомствам с режиссерами столичных театров и  драматургами, «рекомендовали» выбросить в корзину. Не сладко всем троим пришлось в те годы, и результате – все трое один за другим  ушли из театра. 

 

Накануне юбилейного 30 сезона

Тридцатый сезон открывает сегодня Нижнета­гильский драматический театр, и закономерно его желание порадовать зрители яркими, вол­нующими спектаклями,  если учесть, что ны­нешний сезон юбилейный, то понятно стрем­ление мастеров сцены показать самые удач­ные работы и, оглянувшись назад, шагнуть дальше.

Тридцатый раз поднимется алый бархат театрального занавеса... Знаменательное собы­тие в культурной жизни нашего города совпа­ло с напряженными днями подведения итогов пятилетки и подготовкой к XXV съезду партии. Это накладывает на творческий коллектив особую ответственность и за выбор репертуа­ра сезона 1975/76 годов, его художественную ценность и идейную направленность. Совет­ская пьеса должна занимать ведущее место в театральной афише. Разговор о сегодняшнем дне, о нашем современнике, затрагивающий нравственные аспекты жизни человека, дол­жен идти постоянно.

Мы начинаем сезон премьерой по пьесе Э. Володарского «Долги наши». А в дальней­шем намерены показать пьесы Г. Полонского, А. Хмелика, И. Друце и других советских драматургов, В репертуаре театра сохранятся спектакли по пьесам Н. Погодина, С. Смирно­ва, К. Симонова, В. Шукшина. Русскую клас­сику представляют «Женитьба» Н.  Гоголя, «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, Зритель увидит на нашей сце­не также «Золотопромышленников» Д. Ма­мина-Сибиряка, Не останутся без внимания и произведения зарубежных драматургов Р. Нэша, Т. Уильямса, К. Виттлингера. Детям мы покажем сказку «Емелино счастье».

   За 30 лет у нашего коллектива были удачи и неудачи, интересные и неинтересные сезоны. Но стремление к правде, жизненности и достовер­ности всегда отличали его лучшие премьеры. И лучшие работы актеров. Невозможно пред­ставить себе театр без спектаклей, поставлен­ных Ю, Юровским, В. Мотылем, Е. Остров­ским, без сценических образов, созданных Г. Шевченко и В. Кайгородовым, В. Шкарупой и 3. Бестужевым, М. Полетаевой, В. Бантиным, B. Кадочниковым и  многими другими.

В сегодняшнем творчестве В. Зайцева, Н.    Чумаковой,      Ф,     Штоббе,    Н.     Будагова, C.  Першакова, Н. Серебренниковой, В. Гриши­на и других актеров есть то главное, без чегоне может быть полнокровного художественно­го образа — правда характера, страстность,гражданская позиция. Слияние творческих устремлений ветерана нашего театра Д. Чер­касова и молодого актера С. Лаврентьева,И. Кашннкова и Е. Бычковой, А. Вакулиной и Т, Примак —независимо от возраста и опы­та— залог творческой  молодости  коллектива.

Театр вступает в свой тридцатый сезон. Что же, это возраст молодости и зрелости. Хочется, чтобы на наших спектаклях, в дни встреч на предприятиях, на репетициях, зрительских конференциях — во всей нелегкой повседнев­ной жизни ощущалась эта молодость и зре­лость. (Главный режиссер театра Анатолий Щеголев)