Борис Гронский

 

Идет работа над страницей

Борис Григорьевич Гронский – главный режиссер театра с 1958 по 1962 год, заслуженный артист ЧИАССР.

Начал театральную биографию в любительских театрах Нижнего Тагила в 20-е годы ХХ века.

 Борис Григорьевич  возглавил Нижнетагильский драматический театр в 1958 году. В это время очередными режиссерами работали К.А.Ведерников и Е.В.Островский. 

 

С начала 60-х годов годов именно Гронский и директор И.Гашев хлопотали  о присвоении театру имени уральского писателя  Д.Мамина-Сибиряка. Стремясь к этой цели, он  первым  поставил на нашей сцене единственную пьесу Мамина-Сибиряка  «Золотопромышленники»

Особенно  успешными были спектакли Б.Гронского   «Угрюм-река» В.Шишкова, «Три мушкетера», А.Дюма «Над Днепром» А.Корейчука, «Стряпуха» А.Софронова, «Океан» А.Штейна...

В альбоме, который когда-то был передан нашему  театру, есть письма Гронскому от Вс.Кочетова: благодарность и поздравление с премьерой спектакля по его роману «Братья Ершовы» и от автора пьесы М.А.Гершта, от Алексея Полевого – инсценировщика романа В.Шишкова «Угрюм-река», многочисленные телеграммы-поздравления с присвоением звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР»  от президиума СТД, главного режиссера Куйбышевского театра Соколова, из Грозного, Свердловска, Белгорода, Ижевска, Кирова, Чебоксар, Перми, Запорожья.

В архиве театра сохранилась программка дипломного спектакля «Иркутская история», который  под руководством Б.Г.Гронского поставил  в 1960 году «режиссер-дипломант» ГИТИС (именно так написано) В.П.Демин, тот самый Вадим Петрович, который был министром культуры РСФСР,  ректором Института повышения квалификации работников культуры и искусства Министерства культуры СССР. Он так подписал программку:   «Дорогой Борис Григорьевич! Искренне рад Встрече с Вами, благодарю за Вашу бескорыстнейшую  помощь. Всех благ Вам и счастья на долгие годы. Большое спасибо. В. Демин. 16 марта 1960 года»

 

 

ПЕРЕД НОВЫМ СЕЗОНОМ

 

 

Накануне открытия 25-го сезона с  волнением оживает коллектив встречи со своим зрителем – верным и чутким ценителем его работы. Сделать сезон интересным, творчески наполненным, отвечающим высоким требованиям советской общественности – вот наши мысли и желания.

 

Первым новым спектаклем пойдет веселая жизнерадостная комедия А. Штейна «Весенние скрипки». Он подготовлен коллективом во время летней гастрольной поездки в Тюмень. Режиссер спектакля К.Ведерников, художник В.Селюков.

 

 Далее мы познакомим зрителей с пьесой прогрессивного норвежского драматурга А.Хеллянда «Он сказал нет». Это произведение пронизано антивоенным пафосом, страстно восстает против империалистической агрессии на востоке, призывает простых людей мира поднять свой голос против войны.

 

  К зимним каникулам театр подготовит спектакль по роману А.Дюма «Три мушкетера». В планах 1961 года новые пьесы советских драматургов  Корнейчука «Над Днепром», Лазутина «Сержант милиции», а специально для сельского зрителя пьеса Вадимова «Мама сказала – нет».

 

  Театру предстоит проделать большую работу по восстановлению «старых» спектаклей, таких как «Братье Ершовы» Кочетова, «Иркутская история» Арбузова и других.

 

   Начиная новый сезон, театр ждет помощи от общественности, печати. Пусть критика станет более активным другом и помощником нашего коллектива в его творческих исканиях. Много трудностей возникнет перед нами в предстоящем сезоне, но коллектив театра полон решимости преодолеть их и с честью выполнить большие творческие задачи, поставленные   сегодняшним днем. (Б.Гронский, заслуженный артист ЧИАССР. «Тагильский рабочий», 1960)

 

 

Вспоминая былое

Газета «Тагильский рабочий»,  17 сентября 1958 года

Почти четверть века мне пришлось работать в театрах разных городов страны. И когда я вернулся в Нижний Тагил, первое мое желание было посмотреть здание, где когда-то зародилась мысль о ТРАМе – театре рабочей молодежи.

Память привела меня к зданию редакции городской газеты, в 1923 году здесь помещался комсомольско-молодежный клуб. Здесь в то время мы увлекались живой театрализованной газетой, откликаясь в ней на самые злободневные вопросы совет­ской действительности. Ставили литератур­ные монтажи, скетчи, сценки, пели частушки, написанные самими же комсомольца­ми. Вот эта живая газета и положила на­чало Траму.

Несколько позднее живая газета, меняя свое название, кочевала из клуба в клуб. У нас была тогда мечта перейти к более серьезным работам. Я помню, что особен­но стремились осуществить эту мечту ком­сомольцы Михаил Оплетин, потом став­ший директором молодежного театра, Коньшин, Балахонцев, Строганов и другие ра­бочие   железной   дороги.

Это произошло уже в 1931 году, по ре­шению районного комитета комсомола. Организация театра вызывалась возрос­шими запросами трудящихся. Первона­чальной базой его был Первомайский клуб (ныне здание музея изобразительных ис­кусств).

    В неимоверно тяжелых условиях прихо­дилось тогда трудиться молодым артис­там из рабочих. Отдельные товарищи бы­ли к этому времени уже освобождены от производства.

Светлым и радостным является то, что все мы отдавали себя целиком любимому делу. Первой серьезной работой была по­становка «Сплошной поток», отобразив­шая героическую борьбу рабочего класса за социалистическое строительство. Поста­новка пьесы «Девушка из семнадцатого» явилась переломным моментом во всей работе театра. К этому времени коллектив значительно оформился, окреп. Спектаклем «Поэма о топоре» Н. Погодина мы, как говорят, сдали экзамен на аттестат зрелос­ти. Потом шли: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Островского, «Мой друг» По­година, «Девушки нашей страны» Микитенко  и  другие.

В годы строительства металлургическо­го гиганта (Имеется ввиду строительство Нижнетагильского металлургического комбината) трамовцы перенесли свою ра­боту в один из рабочих клубов на стройке, где находились до  1935—1936 годов.

Многие трамовцы позднее стали артис­тами и режиссерами профессионального театра. Посчастливилось и мне, бывшему трамовцу,  пойти  по этому  же  пути. Вернувшись в родной город, я увидел великолепное здание театра, построенное зa последние годы. Это явилось одним из проявлений повседневной заботы партии и правительства об удовлетворении культур­ных  запросов   советских   людей.

В ответ на эту заботу мы, работники театра, ставим себе задачу глубоко и яр­ко показывать средствами искусства все передовое в нашей жизни, все, что помо­гает  нашему  движению  к   коммунизму.

Б.Гронский, заслуженный   артист  ЧИАССР.