Ефим Островский

Идет работа над страницей

 

Ефим Викторович Островский – режиссер  с 1955 года, главный режиссер с 1963 до 1978 года, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Нина Островская, артистка

                                 

Его боялись и боготворили

Ефим Викторович Островский - эпоха в истории нашего театра. Ни один режиссер не работал так долго и так плодотворно, как Ефим Викторович. С 1955-го он был очередным, а в 1963-м стал главным и руководил театром 16 лет.

При нем в театре была самая большая за 65 лет труп­па - 50 (!) актеров и вспомогательный состав. Чувствуя, что театр задохнется без молодежи, он осуществил меч­ту своих предшественников и открыл театральную сту­дию, в которой преподавали актеры и сам Островский. Лучшие студийцы через 2 года были зачислены во вспо­могательный состав, а еще через год «испытательного срока» в труппу приняли Т. Бестужеву, В. Браславскую, А. Кутузова, Б. Чумичеву и сегодня продолжающую ра­ботать в театре Н.Саловскую.

Спектакль Е.Островского «На дне» был новаторским, смелым по тем временам. За эту работу на Всероссийском фестивале спектаклей, посвященном 100-летию со дня рождения М.Горького, театр был удостоен Диплома первой степени.   Споры вокруг «На дне» в постановке Островского, вы­лившиеся на страницы «Тагильского рабочего», не ути­хали несколько месяцев. Возможно, организация этих дискуссий и диспутов была, выражаясь современным языком, РR-кампанией. Возможно. Но чтобы провести ее так удачно, как она проходила, необходимы прозор­ливость и талант менеджера. Островский обладал эти­ми талантами. Его спектакли «На Диком бреге», «Чрез­вычайный посол», «Конармия», «Соловьиная ночь» - становились событиями для любителей театра.

  Н. Саловская, артистка.  Работал Островский страстно - и в переносном, и в прямом смысле слова. Накануне премьер устраивал ночные ре­петиции, которые продолжались до 4 часов утра. Актеры не смели «бунтовать», зная что Островс­кий «страшен в гневе» (орал до покраснения, мог сорвать скатерть с режиссерского столика, швырнуть графин). Возмутились однажды про­тив его «произвола» работники технических це­хов - взяли и опустили пожарный занавес. При­шлось прекратить репетицию. Но обид никаких не было, потому что спектакли у него получались грандиозные, «многонаселенные». Боялись мы его и боготворили.

П. Твердохлебов, директор театра с 1966 до 1970 года. Было у Е. Островского ценное качество: к нему тянулись хорошие актеры. Он чувствовал их, и для каждого была у Ефима Викторовича роль. Одна из лучших артисток Наталья Чумакова играла в его спектакле «Волки и овцы» барыньку Купавину, он доверяет ей роль Елизаветы - королевы английской - в спектак­ле режиссера Л. Окуня  «Мария Стюарт», потом Ортензии в «Трактирщице», потом современной геро­ини Ларисы в «Тяжком обвинении»... Или Тамара Иноземцева - она Мирандолина, Чрезвычайный посол и Катарина, Он не давал ей скучать. И Ва­силию Кайгородову, и Нине Романовой - да всем. Актеры часто жалуются, что их профессия зависи­ма от режиссера, но от такого режиссера, как Ост­ровский, зависеть было приятно, так ведь? Потому что он понимал: хорошего актера хорошими роля­ми надо удерживать около себя - в нашем театре. И труппа при нем была мощнейшая!