Юрий Дунаев

 Юрий Федорович Дунаев - артист нашего театра с 1988 по 2013 год

 

Конец 80-х годов... Это было то время, когда актерская охота к перемене мест в поисках своего режиссера, своего театра, зрители, даже города не была редкость. Вот и Юрий Федорович  до Тагила немало поколесил по стране и сыграл десятки интересных ролей  на Свердловской, Омской, Смоленской, Калиниградской, Челябинской сценах.   К нам в театр он пришел   с огромным профессиональным багажом, многолетним опытом и своим актерским почерком     

                                                  

 01jpg.jpg - 150.29 kb
 
03.jpg - 115.67 kb 
"Торможение в небесах"    Градобоев. "Горячее сердце"

 

Очень часто его герои были людьми респектабельными,  уверенными в себе, нередко облаченными властью и в этой власти купающиеся, совершающие поступки без тени сомнения. По этот общий портрет так или иначе  подходят персонажи Юрия Федоровича  в спектаклях  80-90 годов «Эта женщина – моя», «Сестры», «Торможение в небесах» (Первый секретарь обкома)

 

 011.jpg - 151.99 kb
 
dunaev17.jpg - 163.32 kb
Тиссаферн. "Забыть Герострата!"     Градобоев. "Горячее сердце"

 

Кроме партийных вождей, он  с успехом играл Герцога Вероны («Ромео и Джульетта»), повелителя Эфеса  Тиссаферна   («Забыть Герострата»), английского дворянина Елизаветинской эпохи Графа  Нортумберленд  («Ваша сестра и пленница»), бывшего службиста ГПУ Пифагора («Свалка»)  и градоначальника  российской глубинки Курослепова («Горячее сердце»)


  

 04.jpg - 76.21 kb    06.jpg - 112.51 kb
  Полоний. "Гамлет"   Сэр Уильям Нельсон. "Клинический случай" 

 

Недалеко от этих героев ушли советник  датского государя Полоний  («Гамлет») и президент ученого совета больницы сэр Уильям Нельсон   («Клинический случай»).

Однажды на городском праздновании юбилея Великой Победы, проходившем в театре, Юрий Федорович играл даже маршала Жукова и выезжал на сцену на коне под восторженные аплодисменты пораженных зрителей.

Глядя на всех его героев с голубой кровью или претензией на нее, думаешь: откуда были в заводском свердловском пареньке этакие аристократизм. благородство, "белая кость"...

 

dunaev31.jpg - 129.19 kb   dunaev7.jpg - 128.53 kb
   Пантолоне. "Слуга двух господ"  

 

Конечно, за все эти годы были и совсем иные герои - и с происхождением  попроще, и с характером позыковыристие. Каждый со своей, непростой судьбой... Гусь-Ремонтный в «Зойкиной квартире» ,   лукавый и озорной Пантолоне в «Слуге двух господ», Тит в  «Странной миссис Сэвидж», Марио  в пьесе «Любовь до гроба», Официант в "Моя жена - лгунья"  и актер Павел в спектакле «Владимирская площадь» Л.Разумовской.  Эту его работу  любила публика, неслучайно спектакль  дуэт Ю.Дунаева и Л.Новоселовой более пяти лет сохранялся в репертуаре театра...

 

 08.jpg - 190.83 kb   02.jpg - 114.41 kb 
    Официант. "Моя жена лгунья"        Павел. "Владимирская площадь" 

   

... Много лет назад в  нашем коллективе работала большая семья Дунаевых - его сыновья Тимофей и Александр, снохи и жена Татьяна Николаевна. И мы  называли Юрия Федоровича основателем театральной династии... Молодые ушли-разьехались. А дружная и крепкая чета Дунаевых, по-прежнему, нечасто, но партнерствовала на сцене. Юрий Федорович и Татьяна Николаевна  вместе работали в спектаклях "Забыть Герострата", "Клинический случай", "Дикое счастье"

 

dunaev18.jpg - 216.82 kb  

_mg_7107.jpg - 193.15 kb

   Старик. "Дикое счастье"   Грознов. " Русский секрет"

 

 С сыном Тимофеем отец встречался на сцене не только как с партнером, но как с режиссером. Юрий Дунаев играл в спектаклях Т.Дунаева "Чехарда" и "На дне"

 

dunaev6.jpg - 189.6 kb    dunaev9.jpg - 161.51 kb 
"Чехарда"   Лука. " На дне"

 

О его горьковском герое  в газете "Тагильский рабочий" Л.Погодина писала: В исполнении Юрия Дунаева Лука - странный старик,  добрый и жалостливый, понимающий и мудрый, способный и утешить, и дать отпор, и не зависеть от чужого мнения. У Луки актера и режиссера Дунаевых, видимо, особая миссия и, даже исчезнув из жизни обитателей ночлежки, он остается на сцене, наблюдая за ними со стороны. А ведь именно этому персонажу в свое время досталось от литературных критиков за то, что, растравив души несчастных людей сказками, странник исчез, бросив их в тяжелейшей ситуации и фактически лишив желания бороться за лучшую долю

 

dunaev12.jpg - 170.03 kb    05.jpg - 120.11 kb 

  Фирс. "Вишнё1вый сад" 

 

Еще одного "культового" театрального старика повезло сыграть Юрию Федоровичу - чеховского Фирса в пьесе "Вишнёвый сад"...

Этот спектакль был первым, в котором роль Дунаева сыграл другой артист.  Мы еще ждали его возвращения из больницы... Не дождались...

Через полгода, в  день, когда Юрию Федоровичу исполнилось бы 75 лет и в театре мог бы быть его творческий вечер, на сцену опустился экран, и десяткам его героев аплодировали актеры и зрители... 

 

 dunaev13.jpg - 109.98 kb    3293.jpg - 143.74 kb
 
   

 

"На дне" Дунаевых

 

 dunaev10.jpg - 177.53 kb    dunaev8.jpg - 132.22 kb       
   Лука. " На дне"    

 

 Узкие коридоры, полутемное помещение, на веревках сушится тряпье, на нарах спят растрепанные люди… Оказавшись в такой атмосфере, дамы в летних платьицах вздрогнули не только от холода.

После эффектной паузы гостям в легких нарядах раздали шали и кофты, усадили в центре импровизированной ножлежки, и уже через минуту они стали зрителями экспериментального спектакля Тимофея Дунаева по пьесе Максима Горького «На дне». И, наверное, символично, что премьера, завершающая юбилейный творческий сезон драматического театра, состоялась не на основной, а на «другой сцене», и показан был именно этот эксперимент.

Тагильские театралы в курсе, что площадкой для проекта «Другая сцена» могут быть фойе, лестницы, кабинеты, да вообще любые помещения театра, подходящие для воплощения актерских и режиссерских задумок. Но, судя по реакции первых зрителей, такого они все-таки не ожидали.

Конечно, спектакль неоднозначный, как и само произведение «буревестника революции» Максима Горького. Поклонникам классики, безусловно, будет интересна тагильская интерпретация философии «человеческого в человеке». Да и заслуженный артист РФ Игорь Булыгин, вжившись в роль Сатина, похоже, отрывался на полную катушку, проверяя актуальность фразы «Человек – это звучит гордо».

Не останется без внимания и образ странника Луки. В исполнении Юрия Дунаева странный старик – добрый и жалостливый, понимающий и мудрый, способный и утешить, и дать отпор, и не зависеть от чужого мнения. У Луки актера и режиссера Дунаевых, видимо, особая миссия и, даже исчезнув из жизни обитателей ночлежки, он остается на сцене, наблюдая за ними со стороны. А ведь именно этому персонажу в свое время досталось от литературных критиков за то, что, растравив души несчастных людей сказками, странник исчез, бросив их в тяжелейшей ситуации и фактически лишив желания бороться за лучшую долю.

Будет ли интересен спектакль нечитающим тагильчанам, привыкшим проводить свой досуг перед телевизором или в кинотеатре? Пожалуй, да. Во-первых, когда зритель и актеры находятся друг от друга на расстоянии нескольких сантиметров, это круче любого 3D-формата. Во-вторых, здесь есть и спецэффекты, от которых хочется пригнуться, и очень откровенные сцены, способные смутить любую публику. В-третьих, ни один современный сериал не даст такую концентрацию характеров. Ну и, в-четвертых, если верить телевидению и Интернету, у нынешних «богатых и сильных» и так называемых «звезд» нынче в моде переодевания и игры «Почувствуй себя бомжом и нищим», а народ с удовольствием наблюдает за такими реалити-шоу.

Тагильский драматический эксперимент «На дне» получился менее жестким, чем оригинал, созданный более сто лет назад. В нем нет ощущения отчаянной безнадежности. И, кажется, что у каждого героя остается выбор: опускаться на дно или стремиться к свету.

Прошедший творческий сезон был юбилейным для драматического театра имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, но по ряду причин в Нижнем Тагиле не состоялись официальные торжества, запланированные на весну. И просто здорово, что завершающей премьерой стал не развлекательный «Клинический случай» в мае, а июньский эксперимент «На дне». За три часа на «другой сцене» 15 актеров с помощью искусства рассказали все и о себе, и о жизни, и о театре. (Людмила Погодина. "Тагильский рабочий")

 


Монолог за кулисами:

 

Сегодня у артиста Нижнетагильского драматического театра имени Мамина-Сибиряка Юрия Дунаева бенефис. А накануне юбилейного вечера бенефициант рассказал, о чем думает, готовясь к своему празднику на сцене.   

 

- Думаю о роли, которую сыграю в премьерном спектакле «Владимирская площадь» по пьесе Л. Разумовской, - это естественно. Думаю о том, что мне выпало счастье сорок лет трудиться в театре, потому что Его Величество Театр дает иллюзорную, призрачную, несбыточную надежду прожить не одну жизнь. О бенефисе тоже думаю. Ведь что он такое для меня? Конечно, это отчет о том, чего достиг, хотя, может быть, я не столь многого и достиг. Для меня бенефис – счастливая возможность прилюдно отблагодарить тех, кто мне очень помог в жизни. И я признателен нашему театру за то, что мне такая возможность предоставлена.

Хочу низко поклониться замечательной женщине, научившей меня трепетному отношению к искусству, Веронике Михайловне Вороновой. Еще пацаном я занимался у нее в драмкруже свердловского Дома учителя, но боготворю ее до сих пор.

Хочу низко поклониться и Галине Ивановне Самокаевой – дорогому моему наставнику. Она – один из лучших специалистов в России по сценической речи. Вообще, если позволительно так сказать, я считаю ее своей второй матерью. Я работал в семи театрах, и когда в ответ на вопрос, кто учил меня, я называл фамилию «Самокаева», то мне говорили: «Понятно, почему вас так хорошо из зала слышно». Ей уже 80 лет, но она консультирует, ее приглашают проводить занятия, и она не отказывается. Смотришь на нее и думаешь: «Что же я-то ною, вот Галина Ивановна в свои годы не падает духом, работает, приносит пользу и любит жизнь!». Буду очень рад, если мои дорогие наставницы приедут на мой творческий вечер.

Вообще бенефис я посвящаю своему Мастеру, романтику театра Вадиму Михайловичу Николаеву. Мы гордимся, что были его первым выпуском в Свердловском театральном училище – я, мой друг, народный артист России, профессор театрального института А. Петров, артист Екатеринбургской академической драмы В. Величко и другие.

Еще недавно думал, что я бедный человек. А стал готовиться к бенефису и вдруг понял, что я богат! Не в финансовом, конечно смысле. Я богат знакомствами, встречами, дружбами, общением с замечательнейшими людьми! В Екатеринбургском (тогда еще в Свердловском театре) я, начинающий актер, играл в спектаклях с народными артистами Л. Охлупиным, М. Буйновым, А. Ильиным, с заслуженным артистом К. Максимовым, с М. Шаровой, В. Шатровой, Г. Гецовым. Это была такая прекрасная школа! В Омске жизнь свела меня с Я. Киржнером, Н. Чонишвили, незабываемым В. Дворжецким – мы с ним в одной гримерке сидели. В Смоленске творческую радость доставляла мне работа в спектаклях А. Щеголева, позже он был главным режиссером тагильского театра. Могу назвать сотни имен тех, кому искренне благодарен за счастье быть с ними рядом, играть с ними на одной сцене. Конечно, это и актеры нашего театра, где я служу уже больше десяти лет.

Сейчас, с высоты сорока лет, отданных сцене, я думаю, что для меня театр – и храм, и кафедра, как называли его великие, и зеркало, но главное – мастерская. В этой мастерской творит каждый: один на сцене, другие - в зале. Зрители помогают актеру среднего уровня становиться талантливее, талантливому – гениальным. Я думаю о том, что благодарен своим зрителям. Всевышний подарил мне хорошую театральную семью, настоящих друзей, товарищей, и даже доброта незнакомых людей в зале согревает душу, помогает в жизни и в творчестве. Мой бенефис – это «спасибо» им всем.

Монолог записала Ольга ЧЕРЕПОВА

- Думаю о роли, которую сыграю в премьерном спектакле «Владимирская площадь» по пьесе Л. Разумовской, - это естественно. Думаю о том, что мне выпало счастье сорок лет трудиться в театре, потому что Его Величество Театр дает иллюзорную, призрачную, несбыточную надежду прожить не одну жизнь. О бенефисе тоже думаю. Ведь что он такое для меня? Конечно, это отчет о том, чего достиг, хотя, может быть, я не столь многого и достиг. Для меня бенефис – счастливая возможность прилюдно отблагодарить тех, кто мне очень помог в жизни. И я признателен нашему театру за то, что мне такая возможность предоставлена.

Хочу низко поклониться замечательной женщине, научившей меня трепетному отношению к искусству, Веронике Михайловне Вороновой. Еще пацаном я занимался у нее в драмкруже свердловского Дома учителя, но боготворю ее до сих пор.

Хочу низко поклониться и Галине Ивановне Самокаевой – дорогому моему наставнику. Она – один из лучших специалистов в России по сценической речи. Вообще, если позволительно так сказать, я считаю ее своей второй матерью. Я работал в семи театрах, и когда в ответ на вопрос, кто учил меня, я называл фамилию «Самокаева», то мне говорили: «Понятно, почему вас так хорошо из зала слышно». Ей уже 80 лет, но она консультирует, ее приглашают проводить занятия, и она не отказывается. Смотришь на нее и думаешь: «Что же я-то ною, вот Галина Ивановна в свои годы не падает духом, работает, приносит пользу и любит жизнь!». Буду очень рад, если мои дорогие наставницы приедут на мой творческий вечер.

Вообще бенефис я посвящаю своему Мастеру, романтику театра Вадиму Михайловичу Николаеву. Мы гордимся, что были его первым выпуском в Свердловском театральном училище – я, мой друг, народный артист России, профессор театрального института А. Петров, артист Екатеринбургской академической драмы В. Величко и другие.

Еще недавно думал, что я бедный человек. А стал готовиться к бенефису и вдруг понял, что я богат! Не в финансовом, конечно смысле. Я богат знакомствами, встречами, дружбами, общением с замечательнейшими людьми! В Екатеринбургском (тогда еще в Свердловском театре) я, начинающий актер, играл в спектаклях с народными артистами Л. Охлупиным, М. Буйновым, А. Ильиным, с заслуженным артистом К. Максимовым, с М. Шаровой, В. Шатровой, Г. Гецовым. Это была такая прекрасная школа! В Омске жизнь свела меня с Я. Киржнером, Н. Чонишвили, незабываемым В. Дворжецким – мы с ним в одной гримерке сидели. В Смоленске творческую радость доставляла мне работа в спектаклях А. Щеголева, позже он был главным режиссером тагильского театра. Могу назвать сотни имен тех, кому искренне благодарен за счастье быть с ними рядом, играть с ними на одной сцене. Конечно, это и актеры нашего театра, где я служу уже больше десяти лет.

Сейчас, с высоты сорока лет, отданных сцене, я думаю, что для меня театр – и храм, и кафедра, как называли его великие, и зеркало, но главное – мастерская. В этой мастерской творит каждый: один на сцене, другие - в зале. Зрители помогают актеру среднего уровня становиться талантливее, талантливому – гениальным. Я думаю о том, что благодарен своим зрителям. Всевышний подарил мне хорошую театральную семью, настоящих друзей, товарищей, и даже доброта незнакомых людей в зале согревает душу, помогает в жизни и в творчестве. Мой бенефис – это «спасибо» им всем.
(Монолог записала Ольга ЧЕРЕПОВА)

 

Из юбилейного приказа*

12 января 2008 года

 

Сегодня исполняется 20 лет с того дня, как в нашем театре работают Юрий Федорович и Татьяна Николаевна Дунаевы.

За эти годы каждый из них сыграл не один десяток ролей. Юрий Федорович в спектаклях «Торможение в небесах», «Темная история», «Любовь до гроба», «Ваша сестра и пленница», «Царица и велосипед», «Владимирская площадь», «Русский секрет», «Моя жена – лгунья».

Татьяна Николаевна - в комедии «Семейный портрет с посторонним», «Лисистрата», «Восемь любящих женщин», в сказках «Морозко», «Сказка о царе Салтане», «Мастерская глупостей» и многих других.

Будучи оба занятыми в спектаклях «Парижский уик-энд», «Горное гнездо», «Ромео и Джульетта», «Забыть Герострата» и некоторых других, на сцене Дунаевы почти не встречается. Несмотря на это, а может быть, наоборот, благодаря этому, у них дружная семья, они заложили еще одну тагильскую актерскую династию, воспитали хороших детей, помогают растить замечательных внучек и внука. Чета Дунаевых пользуется в коллективе авторитетом. Юрия Федоровича и Татьяну Николаевну уважают и ценят, как неуспокоенных, деятельных , внимательных и по-настоящему творческих людей.

Художественный заслуженный деятель искусств РФ, руководитель театра лауреат Государственной премии  В.П.Пашнин

_________
* С 1990 по 2010 год по инициативе художественного руководителя В.Пашнина и заведующей литературной частью О.Череповой в нашем театре издавались юбилейные полусерьезные-полушуточные, «капустные» приказы