Василий Кайгородов

 

 

Василий Михайлович Кайгородов – заслуженный артист РСФСР, работал в нашем театре с 1965  до 1972(?)

 

Работа над страницей продолжается

 

        

-Тятенька, я вам гостинец привез! Старатель Маркушка послал! – выпалил Михалка, еле переводя дух после бешеной скачки, и развернул перед отцом тряпку с куском породы.

- Жилка! Чур меня! Чур! Михалка, жилка! – вскрикивает срывающимся от волнения голосом Гордей. Хочется погладить кусок, испускающий золотые лучики, и боится – как бы не вспугнуть очарование которое неумолимо притягивает к себе, гипнотизирует! На глазах изумленного Михалки отец бормочет и хихикает, пританцовывает вокруг стола, как- то нелепо балансируя руками. Потом до сознания Гордея доходит, что Маркушка может умереть, не открыв секрета золотой жилы, и Брагин в дождь, слякоть, среди ночи мчится на прииск…

                      
 zaicev.jpg - 102.02 kb    img_0002.jpg - 136.51 kb
 

Это идет на сцене драматического театра спектакль «Дикое счастье» по роману Д.Мамина-Сибиряка, главную роль в котором исполняет заслуженный артист РСФСР Василий Кайгородов. Мы видим, как последовательно и точно раскрывает актер психологию своего героя, как бы типизируя в нем то дикое и косное, чем богата была царская Россия, что было характерно для золотопромышленников старого Урала.

Быть может, артист потому столь точно воплотил на сцене героя Мамина-Сибиряка, что сам родился на Урале и с детства наслышался о прежних временах своей деревни Лыжиной, о бесчинствах купцов-богатеев.

     

Василий Михайлович горячо любит свой край за его величавость и суровую красоту. За то, что здесь с самых ранних лет начал мечтать о самом сокровенном – об искусстве. Искорку этой мечты зародила в нем сельская учительница Наталья Александровна Брызгалова. И эта искра уже не погасла в нем – ни в годы учебы в ремесленном училище, ни в дни работы токарем на Уралмаше. Скорее наоборот – занятия в заводском драматическом кружке помогли ему сделать окончательный выбор.

     
 

В 1939 году В.М.Кайгородов пришел на профессиональную сцену – сначала в Ирбитском театре,  затем в городах Черкесск, Сызрань. Однако, коренного уральца снова потянуло на родину. И снова Ирбит. Это были очень плодотворные годы для артиста. В Ирбитском театре он получил признание зрителей за созданные им образы С.Кирова и разведчика Н.Кузнецова, Вожака в «Оптимистической трагедии» и многие другие. Василий Михайлович с удовольствием вспоминает о работе над спектаклем «Дали неоглядные», так как в нем в ролях автора и Ракитиной принимали участие народные артисты СССР Ростислав Плятт и Вера Марецкая, приехавшие на Урал поделиться своим богатым творческим опытом.

     
 

Тагильчане знают артиста Кайгородова, они успели полюбить или возненавидеть его многих его героев. Помните  Прохора Громова их «Угрюм-реки»? А хитрого Рошфора из «Трех мушкетеров» или старого рабочего Забродина из «Ленинградского проспекта»? А вот еще два совершенно различных  образа – благородный граф Шрусбери из далекой шиллеровской «Марии Стюарт» и секретарь райкома Якимов их спектакля «Совесть», властный, грубый, не терпящий людей с собственным мнением.

     

Можно перечислить и другие роли актера, неизменно отмеченные печатью мастерства, разнообразием средств актерского исполнения, страстной гражданственностью. При этом не важно, какова роль по объему и масшабности в спектакле. В.М.Кайгородов стремится найти яркие и выразительные краски для раскрытия любого персонажа.

Сегодня мы играем с Василием Михайловичем спектакль «Пробуждение», и я ненавижу таких как его герой Вениамин Сорока. А назавтра в спектакле «На диком бреге» Кайгородов перевоплощается в человека, живущего для людей. Я восхищаюсь могучей энергией и душевной чистотой его Литвинова, его огромной вере в людей.

     
 

Артист создает многогранный образ, показывая нам все чудесные грани своего Литвинова. Его герой – человек дела, он против трескотни и шумихи, он большой жизнелюб,, первый запевала и душа общества.  Один из персонажей говорит Литвинову: «Вы молодей молодого!» Это действительно так, ибо таким его видит сам и представляет зрителям заслуженный артист РСФСР В.Кайгородов…

(Л.Киселев, артист театра. «Тагильский рабочий», 1965 год)


... В декабре 1965 года коллектив театра и зрители поздравляли Василия Михайловича Кайгородова и четвертьвековым юбилеем сценической     деятельности и с 50-летием.  Многие желали актеру, чтобы он как можно дольше оставался молодей молодого…

     

Городничий Кайгородова довольно мягок. В нем даже порой проступает некое обаяние, особенно в минуты радости по случаю предстоящего родства с петербургским гостем. Жестокости преднамеренной мы в нем не ощутим. И это вовсе не снижает обличительной силы образа, ведь далеко не каждый плут считает себя плутом… (А.Гудов, театровед. «Тагильский рабочий», 1971)

 

Среди ролей В.Кайгородова - Медведев в «На дне», Городничий Сквозник-Дмухановский в «Ревизоре», Морган в «Острове сокровищ», Нил Мамаев в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», а еще белогвардеец Курдуков в «Конармии», Родион Нечай в комедии «Над Днепром», генерал-майор Филлинга в пьесе «Он сказал – нет» и многие другие роли в неизвестных сегодня пьесах…

Без этих спектаклей невозможно представить себе  Нижнетагильского драматического театра 60-начала 70 годов. Василий Кайгородов был центром,  одной из самых притягательных фигур , одной из самых ярких личностей большинства этих спектаклей...