Ада Дейн и Алексей Егоров

 

     egorov.jpg - 105.89 kb 

 

Ада Александровна Дейн - артистка Нижнетагильского драматического театра в 50-60 годы

Алексей Григорьевич Егоров - директор театра в 1952-1955 годах, заведующий постановочной частью

 

 

Расстаться с театром не мог…

 

60 лет назад, когда Алексей Григорьевич Егоров приехал в Нижний Тагил, драматический театр здесь уже работал, но без своего помещения. Были проблемы и с труппой.

- Отцу, назначенному на должность директора, предстояла большая работа: формировать постоянную труппу, искать режиссеров, думать о репертуаре и о том, как на маленькой сцене клуба имени Горького делать большие спектакли, - вспоминает Ада Алексеевна Егорова. – Многие актеры старшего поколения, которых на Урал забросило военное лихолетье, разъехались в родные края.

Ядро труппы составили Зиновий Бестужев, первым в Тагиле получивший звание заслуженного  артиста России, Николай Чагин, Дмитрий Черкасов, Иван Кашников, из молодежи - выпускница Свердловского театрального института Надежда Серебренникова… Окончив театральный институт в Ленинграде, приехал Михаил Дорохин, он многие годы играл на тагильской сцене и занимался историей творческого коллектива, собирал документы, которые потом стали основой театрального музея, к сожалению, не сохранившегося. 

А Алексей Григорьевич продолжал создавать стабильную труппу, ездить в Москву в поисках  квалифицированных кадров. И благодаря ему в Нижнем Тагиле, пусть  недолго, главным режиссером был Ю.Юровский, поставивший ряд интересных спектаклей, в том числе «Сильные духом» о разведчике Николае Кузнецове. Постановка вызвала резонанс в Свердловской области, и театр выезжал с ней на гастроли. В начале  50-х годов в нашем городе  работал  молодой режиссер Владимир Мотыль, прославившийся позднее своим фильмом «Белое солнце пустыни», а у тагильчан имела успех его постановка  «Трех сестер»  Чехова.  Запомнился  публике и режиссер   Ефим Островский. Он и его жена – актриса Нина Островская немало лет отдали тагильскому театру. Как и воспитанник  школы-студии МХАТ Владимир Маслов,   выпускница Горьковского театрального  училища Вера Ланкевич, другие артисты. 

- Тагильский театр как молодой, крепнущий организм, вырастал из тесной клубной «одежды». Насущной задачей стало строительство здания для него, - продолжает рассказ Ада Алексеевна. -  Много сделали для этого городские власти, но большая забота легла и на плечи директора. Бесконечные согласования с авторами проекта, со строителями, командировки в Москву и другие крупные города за специальным оборудованием для будущей сцены и производственных цехов… Мало построить здание – надо превратить его в театр, оснащенный современной техникой, в дом – удобный для работы творческого коллектива, уютный для зрителей, и подготовить  к открытию. На финише этого марафона папа и заработал свой первый инфаркт.

Можно было успокоиться, почивать на лаврах и принимать заслуженные благодарности, а он… ушел с должности директора. Но   расстаться с театром не смог и стал заведующим художественно-постановочной частью.

Правда, ненадолго. Видимо, «королевство оказалось маловато» и он, как настоящий энтузиаст-трудоголик, ушел художественным руководителем в Дом культуры железнодорожников имени Горького, где  развернул бурную деятельность и первым в городе создал театр музыкальной комедии, поставив спектакль «Морской узел» по мотивам оперетты «Вольный ветер».

В клубе металлургов завода имени Куйбышева он опять же впервые поставил оперетту «Марк Береговик» по мотивам произведений Павла Бажова. Руководя самодеятельностью Дворца культуры НТМК, поставил здесь «Свадьбу в Малиновке», стал лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества.

- Но отца все равно тянуло в драматический театр, он несколько раз возвращался - вспоминает Ада Алексеевна. – Уходил после очередного инфаркта, занимался художественной самодеятельностью, которую очень любил, но опять приходил в театр… Вся его жизнь - сочетание и единоборство управленческой деятельности и  режиссерской работы, организаторских и творческих способностей. Еще в 30-х годах прошлого века он работал в Якутском драматическом театре актером, режиссером, директором.

          11veterani.jpg - 114.3 kb      В 1943 году ушел на фронт, где был рядовым стрелковой роты. Вернулся после Победы и почти сразу же получил назначение – начальник областного отдела искусств в Туве, которая только в 1944 году вошла в состав Советского Союза. Там  его ждал непочатый край работы.  Папа создал музыкально-драматический театр с двумя труппами – тувинской и русской, музыкальную школу и балетную студию для детей, заложил основы тувинского цирка, организовал национальный набор в Ленинградский театральный институт. А через пять лет новое назначение – директор государственной филармонии в разрушенном войной Смоленске…             
 Е.Г.Егоров (правый в нижнем ряду)  с бывшими коллегами - ветеранами  Великой Отечественной войны    

Но врачи настоятельно советовали  семье сменить климат, лучше на уральский. Поэтому, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло – Егоров  остался жить в  Нижнем Тагиле, где   на 50-60-е годы прошлого века пришелся расцвет театрального и самодеятельного искусства.

В его жизни было четыре инфаркта, но и они не могли усмирить неуемную творческую энергию. Окончательно из драматического театра Алексей Григорьевич ушел только после смерти жены, актрисы  Ады Дeйн-Скворцовой. Театралы со стажем помнят ее роли в «Кремлевских курантах», «Докторе философии», «Золотопромышленниках», «Острове Афродиты». В спектакле «Семья Ульяновых» Ада Александровна сыграла Марию Александровну, и эта роль была высоко оценена зрителями и областной критикой.  Даже по фотографиям видно насколько яркие и запоминающиеся образы создавала эта актриса.

      dein1.jpg - 181.48 kb                 dein3.jpg - 141.51 kb     
  Сумасшедшая барыня. "Гроза"
  Мария Александровна. "Семья"

А Алексей Егоров и  дома продолжал работать - писал инсценировки. К примеру, его пьеса по сказам Бажова «Ключ земли» шла в драматическом театре в постановке Анатолия Щеголева. 

Он прожил большую насыщенную жизнь – 86 лет. Талантливый организатор, член Союза театральных деятелей России Алексей Егоров, к сожалению, не знаком современной публике. Но хочется, чтобы  знали и помнили о нем и в театре, и городе.  (Людмила Погодина. «Тагильский рабочий», 2011 год)

     
     
     

 

Ада Дейн: Все новые грани

( к 100-летию М.Горького)

 

В своей творческой жизни я не раз встречалась с ролями из пьес Горького:и «Васса Железнова» - Люда, «Старик» - Марина, Егор Булычев и другие» - Антонина, а позднее игуменья Меланья, «Сомов и другие» - Анна, мать Сомова, и, наконец, «Последние» - Софья, жена Полицмейстера Коломийцева. Эту роль я играла в спектакле, поставленным М.П.Труновым в августе 1955 года.

Образ Софьи сложен, многоранен и трагичен. Далеко не все удалось мне раскрыть в нем: над такими ролями надо работать годы. Создавать на сцене горьковские характеры – это большая творческая радость, и большой напряженный труд, и всегда грустное сознание того, что еще не все сделано для полного раскрытия образа, что остались где-то «белые памятна».  Бывает так, что с одной и той же ролью на протяжении своей актерской жизни встречаешься несколько раз и находишь все новые грани образа. Мне думается/, что горьковские характеры настолько глубоки и сложны, что насыщены внутренними конфликтами высочайшего накала, что сколько бы ни работал – не исчерпать силы и мудрости, заложенных в них. («Тагильский рабочий», 1968 год)