Михаил Медведь

 

Михаил Александрович Медведь   был Хозяином декоративного цеха...

 

 

 

 

...В подсобне на стеллаж, тумбочке, подоконниках – пузырьки и баночки с масляными красками и анилининовыми красителями, бутыли с растворителями и  лаками, кисти, кисточки, щетки. Здесь устоявшийся, не исчезающий годами запах краски.

В огромном помещении цеха растянуто по полу полотнище, которому предстоит стать задником сцены, фоном будущего спектакля. Что будет изображено на нем : лес, горы, городской или сельский пейзаж – решает художник-постанjвщик. А художник-исполнитель увеличивает предложенную миниатюру до размеров сцены.

- На небольшом листе ватмана, - размышляет Михаил Александрович, - художник дает нам основное – атмосферу, намек, а разработать картинку в деталях, не растерят настроение эскиза, сохранить колорит – это уже наша задача. От ее точного выполнения зависит во многом судьба спектакля.

Успех  многих спектаклей зависит не только от таланта актеров, режиссеров, художников, но и от опыта, мудрости, специалистов цехов. Эта мудрость началась не сама собой, опыт пришел с годами. Но с чего же все началось?

- У меня – с увлечения театром, - рассказывает М.Медведь. Еще со школьных лет ходил в драматический кружок, играл на сцене клуба имени Поздеева на Тагилстрое. Но жизнь распорядилась иначе… Работал в Доме культуры железнодорожников имени М.Горького художником-оформителем, был призван на фронт…

В сорок пятом под Новочеркасском закончил войну младший сержант М.Медведь. Вернулся в Тагил с медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». И вновь пошел работать в ДКЖ, а учиться – в художественно-промышленное училище.

- Когда закончил его, - продолжает Михаил Александрович, - пригласили в театр. Сперва не решался – боязно было взять на себя заведывание декоративным цехом. А потом решился: не боги горшки обжигают! Трудно пришлось:  до пятьдесят третьего года был один в цехе, сам и исполнитель эскизов, и рекламой занимался. А уж когда в новое здание переехали, увеличилось хозяйство , и появились помощники.

Среди учеников Михаила Александровича театральные художники, учителя рисования, молодые декораторы, работающие сейчас вместе с ним Т.Кириллова, Л.Семячкова (Известный театральный художник. Заслуженный работник культуры РФ, прим. 2015 года), С.Клевакин (Главный художник Московского театра «Жар-Птица», прим. 2015 года)

Они учились у него, а сам Михаил Александрович учился у главного художника театра В.В.Гартунга. С ним он нетолько оформлял спектакли, но и создавал их. Несколько его первых творческих работ были настолько удачными, профессиональными, что в 1968 году М.Медведь заменил своего ушедшего учителя, став главным художником театра. 50 спектаклей создано им! Это «Пучина», и «Бешеные деньги» А.Островского, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Характеры» В.Шукшина, «Трамвай «Желание» Т.Уильямса, «Восемь любящих женщин» Р.Тома…

Последние годы работы в театре Михаил Александрович вновь возглавил цех, с которого начался его взаимный роман с Нижнетагильским драматическим театром. (О.Черепова. «Тагильский рабочий», 1986 год)