Аркадий Брызгалов

 

Аркадий Федорович Брызгалов - заведующий поделочный цехом с 1946 до конца 80-х годов

 

 

 

 

В поделочном цехе, которым заведует Аркадий Федорович Брызгалов, пахнет свежераспиленным деревом, смолой, стружкой, что причудливыми спиральками и мелкими колечками покрывает  пол. Стучат молотки, оглушительно визжит электропила, завывает фуганок. Аркадий Федорович знает, что перекричать этот шум трудно, и поэтому отвечает на мой вопрос, шепча в самое ухо:

- Главное в нашей работе, чтоб был точный и понятный чертеж. – он показывает глазами на рабочий стол, где расставлены макета, разложены эскизы и чертежи деталей оформления будущего спектакля. – Хороший чертеж с закрытыми глазами можно читать. Без него мы как без рук. Мы же исполнители - делаем то, что художник придумает.

Требовательный, порой даже придирчивый к художникам мастер- поделочник, конечно, скромничает, называя себя только исполнителем.  Склько художников, рассчитывая на его опыт, прежде чем окончательно трешить, каким должно быть оформление спектакля, советовались с ним. Ему, практику, лучше известно, как сделать вычурную банкетку на гнутых ножках или конторку из кабинета дельца прошлого века, деревенскую избу с покосившимся крыльцом или оборудование современной стройплощадки, - да мало ли что еще должен сделать столяр для сцены!

 А.Ф.Брызгалов начал работать в театре больше 50 лет назад. В 1931 году он окончил двухгодичные курсы Сталинградского института труда и был принят столяром в мастерские «Сталинградстроя». И однажды его пригласили помочь делать декорации у новому спектакля театра имени М.Горького.

- я и не думал никогда, что это так интересно, - рассказывает он, - вроде бы инструменты все те же – пила да молоток, а вещи-то какие из-под твоих рук выхолдят! Посмотре свою первую премьеру (а спектакль был нир много, ни малао – «Горе от ума»!) и подал заявление, чтоб взяли меня в театр на постоянную работу.

После войны Аркадий Федорович работал на Новотагильском металлургическом заводе, Прослышав однажды, что в городе создается драматический театр,  узнал адрес директора А.Гутковского и примчался к нему в гостиничный номер. «Возьмите в театр поделочником»  - заявил с прямо порога.  И через несколько дней уже трудился над «Оптимистической трагедией» - первым спектаклем тагильской драмы.

И с тех пор в каждом спектакле теа тра – частица таланта, любви, души А..Ф.Брызгалова. За сорок лет в его цехе сменилось много столяров, но любимым своим учеников он до сих пор считает заслуженного артиста РСФСР В.Гришина, начавшего жизнь в театре с под его рукводством.

Аркадий Федорович – замечтаельный человек, - рассказывает Виктор Гришин. – Он прекрасный рассказчик, знает тысячу историй, балагур, хорошо играет в шахматы, увлеался паруснысм спортом, страстный болельщик. И самое главное, он влюблен в свою работу и не отделяет того, что сделано им, от того, что сделано театром.

Мастер Брызгалов предан тагильскому театру, с которым давно и навсегда связал свою жизнь...  (Ольга Черепова. «Тагильский рабочий», 1986)