Золотая пыль

 

 

 

 

Д.Н.Мамин-Сибиряк - автор многочисленных рассказов, очерков, романов и сказок, написал только одну пьесу. Его драма "Золотопромышленники" на тагильской сцене впервые была поставлена в 1962 году

                                                                                                          

  prograva2.jpg - 59.87 kb    

Второй спектакль по этой пьесе, переименовав  ее   в «Золотую пыль», в 1975   году  поставил Анатолий Щеголев.

Он же в 1981 году создал новый вариант спектакля, «омолодив» и обновив его.

Таким образом, на нашей сцене было поставлено три  версии «Золотопромышленников». Каждая   своеобразна, в каждой – дыхание не только времени написания пьесы, но и времени ее постановки.   Неслучайно  жанр   "Золотопромышленников" Борис Гронский  определил так же, как автор, -   драма, а  А.Щеголев  поставил "Золотую пыль" как  трагикомедию.                                                                                    

 

 

 

Спектакль 1975 года

   apr15175.jpg - 43.31 kb   zolhil.jpg - 52.89 kb    apr15180.jpg - 47.04 kb  
 

http://www.tagildrama.ru/images/antract/Maminsibirak/triversii/apr15173.jpg

           apr15177.jpg - 70.56 kb  

apr15159.jpg - 43.85 kb

 
  Народный артист РФ Ф.Штоббе играл роль золотопромышленника Засыпкина   почти 10  лет          
  apr15163.jpg - 2.21 MB          
 

 

Спектакль 1981 года

 
 

                                                                  ЗОЛОТОЙ НЕДУГ

 
  apr15172.jpg - 2.23 MB  

Истина эта сама по себе стара, как мир и, пожалуй, вряд ли для кого в зритель­ном зале открылась, впервые: безудержное стремление к богатству, к обладанию зо­лотым тельцом уродует че­ловека, трансформирует его чувства и страсти в жуткие противоестественные фор­мы. Да и сами герои разыг­рывающейся на наших гла­зах трагикомедии давно по­стигли ее, рассуждают вроде бы вполне  здраво.

Циничный делец Белоносов, выжидающий благо­приятного момента, чтобы смертельной хваткой вце­питься в горло ослабев­шего хозяина, рассказыва­ет древнюю притчу-нраво­учение: «Ну, пожелал царь, чтобы все было золотое, к чему не прикоснется... Так по его и вышло. Потро­гал царь разные вещи в сво­ем дворце —- все золотое де­лается: ну, понравилось ему, а потом царь устал и захо­тел поесть. Принесли ему разную закуеку: он кусок в рот, а кусок золотой сдела­ется. Тут уж царь и взмо­лился, чтобы опять все по-старому было».

 
     

Золотая пыль не просто ослепляет, она атрофирует нравственные начала челове­ческой личности — происхо­дит полное омертвление чес­ти, совести, сострадания, доб­роты, начинается, по метко­му определению героев пье­сы, «озверение».

Герои Д. Мамина-Сибиряка предстают на сцене Ниж­нетагильского драматическо­го театра реальными людь­ми. Все их поступки и дея­ния продиктованы жестокими отношениями в среде хищни­ков, в мире чистогана, Не от природы они такие, почти в каждом есть привлекатель­ные черты характера, почти каждый способен на глубо­кие чувства, но в том-то и дело, что золотая пыль из­вращает все доброе и чело­вечное, поражает дущу.

 
     

Маленьким царьком вхо­дит на сцену золотопромышленник Иван Тимофеевич Засыпкин, входит скромно, с вкрадчивой улыбкой в дом, который разорил, к бывше­му другу-приятелю, которого  по миру пустил. С этого эпи­зода, талантливо  сыгран­ного народным артистом РСФСР Ф. Штоббе, зритель догружается в мир, где пра­вит «его препохабие капи­тал», где все вершит сила имущего, где трудно дышит­ся человеку, потому что все вокруг насыщено обманом, развратом, бесчестьем.

История Урала, его прош­лое неизменно привлекает уже много лет коллектив те­атра. Произведения Мамина-Сибиряка наиболее ярко и правдиво отражают эпоху за­рождения первых заводчи­ков, золотопромышленников, в которых ум, железная во­ля, деловая хватка самым удивительным образом пе­ремешивалась с самодурст­вом, невежеством, жестоко­стью. Писатель раскрыл в своих произведениях мир хищников, в котором жажда наживы является ос­новной движущей пружиной, центром всех поступков и мыслей человека. Он вывел новых персонажей — горо­жан и помещиков, ринув­шихся за золотым счастьем на уральские земли и ска­зочно богатевших с помощью наемных людей…

В таком мире человек не может быть счастлив и если есть в нем душа, жить ей не суждено — она погибнет. Стареющий богач Засыпкин, разоривший соседа, женится на его  дочери. Красивая мо­лодая женщина нужна собст­веннику Засыпкину как ук­рашение его роскошного до­ма. Анисья же Молокова, барышня видная и избалован­ная, готова выйти замуж за старика, лишь потому, что страшно ей жить в нищете. Но как натура незаурядная, получив золото и силу в до­ме Засьшкина, она ищет любри, поклонения, она мстит за свою проданную душу, етроя коварные злые интриги.

Герои пьесы типичны для многих произведений пи­сателя. Наверное, поэтому они так легко узнаваемы на­ми, тем более, что и поста­новщик спектакля А. Щеголев, и актеры порой этим довольствуются, не показы­вая характеры в развитии.

Засыпкин — хитрый че­ловек. Внешне благообраз­ный, любезный, но в поступ­ках своих средств не выби­рает. Он мечется, страдает, идет на убийство молодой жены скорее не потому, что ревнует ее, боится измены, он поступает как собствен­ник, у которого отнимают то, что ему принадлежит. Именно оскорбленное досто­инство владельца толкает его на убийство. Актер Ф. Штоббе. беспощадно ра­зоблачает своего героя, об­нажая сокровенную суть его натуры. Пожалуй, это луч­шая работа в спектакле на­ших гостей.

 
  apr15165.jpg - 30.7 kb   Тихон Кондратьевич Мо­локов    (арт.  А.     Черноок) предстает перед зрителями в  момент     трагический    для  него и его семьи. После многих лет богатой жизни   он оказался в нищите.   Молоков  колоритная  фигура:   разухабистый  самодур, балаганщик,   проживающий  в пьянках    и куражах.  Даже в тяжелое    для    нег время он в разгуле, И лишь один раз — в самом   конце спектакля   у него наступав; отрезвление  -  когда видит свою дочь убитой.  
  apr15166.jpg - 38.71 kb   Запоминаются образы, ко­торые создали заслуженный артист РСФСР Д. Черкасов (его Ширинкин, униженный и обездоленный, потерявший богатство начинает находить в себе жалость и сострада­ние к окружающим), актри­са В. Пикалова — Анисья, сильная и чувственная нату­ра,  тоже пораженная золо­той пылью, страдающая и жаждущая страданий другим, заслуженный артист РСФСР В. Гришин — адвокат Белоносов, продажная душа, вся мораль которого заключена в словах «с этим золотом один грех, а нам — хлеб на­сущный»  
  apr15164.jpg - 43.19 kb   «Золотой недуг» не кос­нулся лишь старой няньки Мосевны, прожившей всю жизнь в доме Засыпкиных. Она выражает отношение на­рода  к жажде наживы, к этой смер­тоносной и смердящей бо­лезни мира хищников: «ведь только глядеть, что будто оно золото, а оно и есть са­мое злое зло... сколько народичку около этого самого зо­лота мается. Золотом всего не купишь, оно только глаза отводит». Выразительна в этой роли заслуженная арти­стка РСФСР Н.  Чумакова.

Петрозаводчане тепло приняли первый, спек­такль драматического театра имени Д. Мамина-Сибиряка.

Л. БОГДАНОВА. «Лениский путь», Карелия, 1983

 
   apr15161.jpg - 28.09 kb              apr15181.jpg - 39.05 kb               apr15176.jpg - 34.9 kb  
 

                                                                   НРАВЫ ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННИКОВ

 
     

Золотопромыш­ленник Тихон Кондратьевич Молоков (арт. А. Ф. Черноок) внезапно (а для кого-то весьма на руку) становится банкротом. Состояние Молокова при­бирает его  компаньон Иван Тимофеевич Засыпиин (народный артист РСФСР   Ф.   Г.   Штоббе).

И сам Тихон Кондратьевич, и его заневестив­шаяся дочь Анисья (арт. В. М. Пикалова) на гра­ни отчаяния: быть пер­выми людьми в городе, принимать поклонение всех и вся, и вдруг разом потерять целое  состоя­ние. Нет, эти люди не намерены честным тру­дом, полезным делом воз­вратить себе доброе имя.

И каждый: и отец и дочь — по-своему ищут выгод   из   сложившегося положения. Естественно, планы Тихона Кондратьевича остаются мечтами: он в силу своей недале­кости размышляет, что едва перестанет скры­ваться под чужим име­нем, так сразу его дело загремит, завертится, зо­лотые прииски вернутся и нему. В мечтах своих Тихон Кондратьевич сме­шон. О какой честности, правде, вере человеку может идти речь, если этот человек сколотил ог­ромные капиталы нече­стным путем. Что же, здесь он  и его компань­он квиты: сначала  Моло­ков обирал людей, потом его обобрал  Засыпкин. В мире лжи и алчности по­беждает более жестокий. Это поняла Анисья. Уме­ло используя женские чары, выходит она замуж за преуспевающего дельца Ивана   Тимофеевича.

Актриса В. Пикалова сумела донести до зри­теля сущность своей героини, принцип жизни которой — брать, брать, брать, ничего и никому не давая взамен. И хотя Анисья В. Пикаловой иногда пытается играть роль жертвы, тем не ме­нее это  плохо уда­ется ей. Слишком сильно поражена душа женщины золотой лихорадкой.

Анисья сильная, цель­ная натура, но и она, по­добно своему мужу, не брезгует никакими сред­ствами, чтобы добиться намеченной цели. Уязв­ленное самолюбие, стрем­ление к настоящему бо­льшому чувству толкают ее на низость по отноше­нию к падчерице. Что же делать стареющему му­жу, чувства которого еще не погребла золотая пыль. Народный артист РСФСР Ф. Г. Штоббе прекрасно справился со своей задачей. Его Засыпкин мечется между двух огней: с одной сто­роны, любимая дочь, с другой — молодая жена. Не хочет ожесточать он отца Анисьи, и в то же время отказа­ться от приобретенных нечестным   путем   золотых приисков  выше его сил. Засыпкин Штоббе —личность мыслящая. Ак­тер очень тонко передал психологичность пережи­ваний героя в сценах . с женой. Мучительность си­туации усугубляется вдвойне, потому что Ани­сья уже не считает нуж­ным даже скрывать ци­низм своей натуры, своих поступков.

Сцена В. Пикаловой и Ф. Штоббе во втором действии сыграна в очень эмоциональном ключе.   В ней и пренебрежение Анисьи В. Пикаловой к Ивану Тимофеевичу, и ненависть к нему и его семейству, и любовь Засьшкина Ф. Штоббе, и мучительную ревность к жене.

Особо хочется сказать о стилизованной речи ге­роев. Окающий акцент сразу как бы переносит нас в среду уральских золотопромышленников. Художесгвенное оформление       спектакля  —     типичное  для людей     сочетание     ста­рины   с     претенциозным новомодным    интерьером — создает  непереда­ваемый колорит, характе­ризующий появление  нового поколения буржуазии.

Г.  МАЖИТОВА,1982