Приваловские миллионы

 

    1.jpg - 103.5 kb    

"Приваловские миллионы" главный режиссер театра Анатолий Щеголев поставил в 1982 году. 

Судьба этого спектакля была связана и с радостными, и с печальными событиями. К первым, безусловно, относится появление в труппе нового актера - Михаила Юрченко. Анатолий Иванович Щеголев пригласил его из Серовской драмы на главную роль - Сергея Привалова. Молодой, но уже опытный актер оправдал надежды режиссера. Дебют оказался успешным, многообещающим, и артист надолго, до конца своих дней остался в нашем театре.

Но жизнь спектакля  оказалась непродолжительной. Через год после премьеры был вынужден уйти из театра его постановщик. Оставшиеся без режиссера, "Приваловские миллионы" все реже включались   в афишу, и подобно своему главному герою потерпели крах, к сожалению исполнителей и любителей театра.                                                                                                            

 
 

                             Крах Сергея Привалова

Премьера вызвала большой интерес у тагнльчан, окунула зрителей в особую атмосферу дореволюционного прошлого Урала, заставила их напря­женно следить за судьбами персонажей: одних — жалеть, другим — сочувствовать, тре­тьих — презирать…

Действие  спектакля   развер­тывается  в  старинном    ураль­ском       городке,        где       жи­вут       заводчики,       золотопро­мышленники,     мастеровые, купцы.    Размеренную,   унылую жизнь   его   всколыхнул   приезд Сергея    Привалова  —  единст­венного     наследника   крупных уральских  заводов.  Приваловские      миллионы,      не  совсем обычная   личность  самого   этого   человека   завладели  умами.  По-родственному   тепло  встречают  гостя    Васнлий          Назарович  Бахарев  (Ф. Штоббе)  и его жена Мария Степановна    (Н.   Серебренникова).        

Как  с   добрым товарищем  беседует с ним их дочь Надежда   (В.  Пикалова), дружескую      руку   помощи   в спутанном   деле   о   наследстве протягивает   ему    адвокат    Веревкин  (Г. Ковалев).  

 
   4.jpg - 49.32 kb  

Плетет   бесконечные      интриги,  перебегая   из   одного    враждующего  лагеря  в      другой,   городская   сплетница,     проннцательная и      ничтожная Xиония  Алексеевна (С.Трубчанинова). Беззастенчивые планы разорения Привалова обдумывают опекуны его заводов.

Сергей   Привалов, оказавшись жертвой    крупных     махинаций бывших  компаньонов,   всту­пает   в   столкновение   с   опеку­нами,   борясь   за   наследство.   Но   не  для   того, чтобы   умножать  свое  богатст­во,   как   это   делали   его   отец,  другие       заводчики   и   золото­промышленники.   Он    решает... возвратить  долг.   Исторический  долг.   Кому?   Оказывается, тем, чьим трудом создавались предприятия,       варилось     железо: рабочим,    крестьянам,    а    так­же кочующим  башкирам,  зем­ли   которых   были  бессовестно, обманным путем заняты под строительство заводов.

И вот здесь самое время сказать о центральном герое —  носителе главной идеи спек­такля. Сергей Привалов... Кто он? Неудавшийся заводчик, неумелый хозяин, робкий альтруист, герой-народник?

 
 

— Привалов... очень слож­ная натура,  хотя  он   и  кажется простачком. Ведь вместе с правами на наследство он получает от предков много недостатков и слабостей. - Это говорит один из его злобных врагов Оскар Филимонович (А.Померанцев), и продолжает:

- Привалов – представитель выродившейся семьи…

Другие считают его бесхарактерным, но искренним и глубоко честным человеком.  Кто же прав? Чье мнение верно? Думается, все сразу. И убеждает в этом игра артиста М.Юрченко, для которого роль Привалова – дебют на тагильской сцене. Все – и положительные, и самые скверные черты своего героя он сумел раскрыть  в спектакле.

 
  3.jpg - 29.76 kb  

Вот Привалов в доме Бахаревых – скромный, застенчивый, тайно и нежно влюбленный в Надежду, - нет, не в красоту и в отцовское богатство, а в чистоту душу и и помыслов этой девушки. А потом мы видим его другим – отчаянно увлекающимся замужней дамой Половодовой (С.Королева). Ради многовенного увлечения он забыл обо всем, даже о своих   серьезных делах и благородных  намерениях.

Бездумно совершает он одну ошибку за другой, из которых самая страш­ная — брак с дочерью Ляховского — холодной умом и сердцем Зосей (Н. Соничкина). А вот Привалов — все понимающий, трезво оценива­ем, чувствующий фальшь и безобразие  окружающей жизни, своего   поведения.Да,  герой М.  Юрченко  имеет  много   пороков.    За   исключением одного: лукавого сердца,     холодной     рассудочности  дельца.

 
  2.jpg - 31.16 kb  

В   нем,   в   Привалове, есть  особая     черта,      которая   роднит его с лучшими людьми своего   времени   и       отторгает от  «стана   пирующих»,  доволь­ных,   сытых   и   наглых.   Он   — честен.  И  потому     хочет  осу­ществить   давнишнюю     идею: возвратить    обездоленным людям свой исторический долг. Идея эта, конечно, утопич­на. Спектакль убеждает: капи­тализм — сила страшная, же­стокая; он разбивает в прах жалкие попытки сопротивле­ния, оказываемого честными одиночками. Финал спектакля трагичен, и это исторически закономерно.

Светлое чувство оставляет образ Надежды Бахаревой. Мягка, сдержанна, очень жен­ственна она в исполнении В. Пикаловой. Самоотвержен­ность, постоянное стремление к деятельному добру роднит эту девушку с лучшими героинями Тургенева, Толстого,  Чернышевского.  

В оформлении спектакля (ху­дожник С. Якупова) зрителям показан кусочек жизни из далекого прошлого горного Урала.    

 
 

И хотя сценическое пространство не загружено предметами быта, тяжеловес­ными декорациями, эпоха и стиль, чувствуются. Просто, но выразительно выглядит сцена. И секрет тут, видимо, в не­больших, но точно найденных деталях: минимум мебели — но она настоящая, старинная, прекрасно реставрированная. Стол почти пуст, но на него наброшена скатерть чисто уральской работы...

Спектакль, реша­ющий много сложных, серь­езных проблем, несомненно, удался. И в этом — заслуга режиссура А.Щеголева  и всего твор­ческого коллектива. 

                                                                        Н. Лобанова, «Тагильский рабочий», 27 мая 1982 года

 
 

Несмотря на то, что Н.Лобанова хвалила спектакль, ее рецензия вызвала у постановщика печальную улыбку:  "Не поняла... Или написала, как рекомендуется. О судьбе хорошего человека это спектакль. О человеке, для которого счастье  - не в миллионах. Только в чем оно, где оно, его счастье, он не смог найти"...