Горное гнездо

_img_0003.jpg - 147.07 kb
 

Премьера спектакля «Горное гнездо» состоялась 5 февраля 1999 года

Режиссер спектакля - заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ,  Валерий Пашнин

 

Сценограф - лауреат Государственной премии РФ Александр Кузнецов

 

Режиссер телевизионного фильма Владимир Лаптев

Часть 1. Смотреть

Часть 2. Смотреть                                             

У нашего "Горного гнезда" было 2 "измерения" - сценическое и телевизионное. Если бы не случился успех первого, то второго вообще не было бы. Тагильчане с интересом встретили эту работу театра, потому что спектакль был про них, про всех нас, живущих в горном гнезде
3.jpg - 69.94 kb   apr15183.jpg - 120.78 kb 2.jpg - 99.09 kb
В спектакле были заняты Мария Байер, Михаил Юрченко, Анатолий Черноок, Елена Гордеева, Евгений Кашников, Валерий Пашнин, Александр Саловский, Владимир Винюков, Иза Высоцкая, Виктор Бубенков, Евгений Белоногов, Борис Зырянов, Андрей Рывкин, Татьяна Дралюк, Юрий Мороз, Евгения Бычкова, Ольга Малиновская, Елена Макарова, Сергей Зырянов, Евгений Зимин, Тимофей Дунаев и многие другие артисты
1.jpg - 91.14 kb
  4.jpg - 84.35 kb 
12.jpg - 110.04 kb
   apr15170 .jpg - 140 kb
13 .jpg - 83.5 kb   5.jpg - 94.41 kb
В телевизионной версии снимались все артисты театра, работники цехов, музыканты одного из городских оркестров и... бывший демидовский завод на котором и вблизи которого происходит действие романа Д.Мамина-Сибиряка

В ноябре 2000 года телезрители Свердловской области три недели подряд по выходным смотрели тагильское «Горное гнездо». Тагильское, потому что автор романа - наш Д.Мамин-Сибиряк,  висимчанин, а это почти тагильчанин. Тагильское, потому что действие его происходит почти век назад в Кукарске - такое название дал Мамин-Сибиряк не какому-то вымышленному, а нашему городу.

Тагильское, потому что снимались в нем актеры нашего драматического театра имени Д.Мамина-Сибиряка, а съемочной площадкой был наш бывший демидовский завод.

 Накануне телевизионной премьеры в Екатеринбургском Доме кино была устроена презентация первого тагильского фильма.

11.jpg - 219.8 kb   14.jpg - 224.16 kb
 На съемочной площадке  
1.jpg - 91.14 kb   7.jpg - 109.57 kb 
                                         Кадры из телевизионного фильма

 

 

Уникальное «Горное гнездо»

Открывая презентацию фильма в Доме кино, генеральный директор СГТРК Н.Кириллова  не без гордости сообщила, что  «Горное гнездо» уникально, потому что  это первый сериал, снятый Свердловским телевидением. А то,  что к своему 45-летию компания подготовила в подарок зрителям классику, а не  пресловутый детектив, из тех, какими  закормили страну центральные и региональные каналы, тоже довольно необычно.

С директором согласился и художественный руководитель СГТРК, он же режиссер фильма, В.Лаптев, который нашел свои аргументы уникальности «Горного гнезда». Во-первых, оно снято всего за восемь с половиной дней, во-вторых, оно – результат экспериментального совместного проекта телевидения и Нижнетагильского театра, в третьих, - это один из немногих  опытов СГТРК одновременного ведения съемок и  записи звука.

Естественно, что презентация телефильма  была праздником прежде всего для свердловских телевизионщиков -  художника-постановщика М. Богуславской,    оператора СГТРК А. Быстрова, мастера по свету А. Десятова, звукооператора С. Шевцова, гримера С. Мельчиковой, одного из ассов операторского искусства А.Лесникова. Главным героем дня совершенно справедливо  был  режиссер фильма В.Лаптев, назвавший себя соблазнителем Нижнетагильского драматического театра.

Соблазнитель Лаптев

снял за свою жизнь для большого и «малого» экранов  «На чужом празднике», «Залив счастья», «Сыскное бюро «Феликс», телевизионные сериалы «Впереди океан», «Группа риска» и другие картины. По его признанию, он давно уже «болел» Маминым-Сибиряком. А когда снимал к 275-летию  нашего города  передачу «Тагильская мозаика», то запали ему в душу Нижнетагильский завод-музей и театр драмы.

Увидев на сцене «Горное гнездо», он начал «соблазнять» художественного руководителя театра, режиссера спектакля В.Пашнина  идеей  объединиться для совместного телевизионно-театрального  эксперимента на территории завода. 

Лаптев соблазнил   и генерального директора НТМК С.Носова. Те, кто видел фильм, не мог не заметить повторяющейся из серии в серию благодарности режиссера руководству комбината,  спонсировавшему фильм. Перед обаянием Лаптева не устояли ни директор музея-заповедника И.Семенов, ни директор завода-музея С.Хлопотов.  Правда,  когда рабочие действующих цехов включали станки, Лаптев был вынужден  выключать камеры, потому что производственный шум чуть ли не перекрывал голоса актеров. Но в результате режиссер договорился и с ними. И дня два они работали по очереди – полчаса станки, потом  полчаса  камеры. А актеры, все театральные и телевизионные службы -  практически без перерывов,  с темна и до темна, под палящим солнцем и под дождем.  Иначе кино не делается.

Снимал, как в Голливуде

«Это я не про результат, а про процесс, - заметил В.Лаптев.-    Представляете, только что поставили оформление,  монтировщики декораций только присели передохнуть, оператор глянул в глазок камеры и заявляет: «Солнце ушло,  надо вон тот щит поднять еще на тридцать метров. Это подвинуть, это заменить...» И ребята-монтировщики безропотно, без всяких вопросов (и даже без мата!) лезут со щитом еще на тридцать метров, что-то переставляют, что-то меняют и так далее. По-моему, такая исполнительность, такая ответственность и такой профессионализм бывает только  в Голливуде на съемочных площадках.  Я вообще с удовольствием работал с театром. Для многих тагильских актеров это было первое в жизни кино. У них были свои проблемы, свои радости, свои ошибки. Я не всегда успевал откорректировать какие-то детали. Некоторые эпизоды снимали с одного-двух дублей.  Но посмотрите на экран! Какие роли получились у Марии Байер, Юрия Мороза, Виктора Бубенкова, Евгения Белоногова,  у многих, у большинства. Я бы никого не хотел выделять».

Не на чужом пиру

Конечно, все эти комплименты в адрес театра были приятно слышать    В.Пашнину. Все-таки он имеет к фильму самое непосредственное отношение, в титрах указан как постановщик спектакля, так что на презентации был «не на чужом пиру». Пока не погас свет,  вместе с режиссером фильма В.Лаптевым  он принимал поздравления. Говорил со сцены о том, что для актеров нашего театра эти съемки стали полезной школой, а выход фильма на экран расширил для них и для артистов других городов театральное пространство. Когда начался фильм, мы сидели рядом, переговаривались, обсуждали. Не скрою, мы радовались за «наших», с удовольствием смотрели,  как они убедительны и достоверны, как   эффектны  актрисы, как импозантны мужчины на большом экране.

Лишь заметив, как Валерий Павлович пару раз схватился за сердце, я поняла, что он волнуется больше,  чем на любой собственной премьере. Волнуется за своих актеров, за свой театр, за  теперь уже только наполовину свое  «Горное гнездо». На экране,  погруженное  в заводскую атмосферу, оно задышало и зазвучало  по-иному, чем на сцене.  В театре оно имело успех, а что ждет телеверсию, пока трудно сказать. Хотя, мы знаем, что картиной заинтересовались канал «Культура» и «Литературная газета»,  но главные судьи – зрители.

А судьи что?          

Зрители, просмотрев все шесть серий картины, аплодировали, а когда включился свет, поделись с нами первыми впечатлениями.

   О. Русакова, доктор политических наук, профессор Института философии и права.    Меня потряс  Нижнетагильский заповедный завод. Честно говоря, мне очень захотелось побывать  в этом  музее.  Такой фон, такой  антураж надолго запомнится. То, что действие происходит на заводе  - это  сделано здорово Соединение двух веков – ХIХ  и ХХ ,   скрещение обстоятельств было просто замечательно - самое лучшее, на мой взгляд, в фильме.

В. Ветров, художник. Я не скажу, что это шедевр, но... картина мне понравилась. Прежде всего, нашей уральской темой. Надо вообще за нее чаще браться – за классическую драматургию, литературу, там можно найти  все,  что нужно сегодня. Удивили меня актеры -  неизвестные, которых мы  и знать не знаем, а у большинства получились такие неоднозначные характеры.  

Н. Вольпер, проректор Уральской консерватории.   Мне кажется это по-настоящему очень хорошая работа.   И  я  рада, что появился это серьезный фильм, на основе спектакля, поставленного  Нижнем Тагиле.  Я,  как председатель комиссии по присуждению  премий Губернатора   за выдающиеся достижения в  искусстве, бесконечно сожалею, что  этот спектакль не попал в поле нашего зрения, потому что и актерские работы, как мне представляется,  очень серьезные, очень глубинные, и текст прочитан прекрасно.  И вы знаете, мне показалось,  что фильм не только о тех  далеких днях, которые описаны в    «Горном гнезде». Он многими, многими своими параметрами  обращен в день сегодняшний.  Я   сожалею, что не могу сейчас поехать в Нижний Тагил и немедленно посмотреть еще и театральную версию. Поздравляю  театр и всех, кто причастен к созданию этого произведения.

Ольга Черепова, «Горный край», 15 ноября 2000 года