Лауреат премии Главы города 2004 года: Валерий Пашнин

 

Премия Главы города Нижний Тагил присуждается  художественному руководителю Нижнетагильского драматического театра, постановщику спектаклей  "Мамаша Кураж" и Гамлет" заслуженному деятелю искусств РФ, лауреату государственной премии России Валерию Пашнину за личный творческий вклад в развитие культуры города

 

 

 

Валерий Пашнин: «Гамлет» - это книга вопросов»

   Современный спектакль, где бы Гамлет думал и рассуждал с позиции современного человека, задумывали мы с художником А.Куз­нецовым, когда брались за эту сложнейшую пьесу Шекспира. Поэтому мы сместили хронологические рамки, сократили действо, смешали стили костю­мов, стили танца.

   В оформлении для нас важен образ зеркала. Мы все живем с зеркалами. Они мирят нас с окружающей ре­альностью, отражают ее под разными углами. Но зер­кала - это еще и мистика. Мы внесли с их помощью в спектакль элемент мистериальности (жанр наше­го спектакля - трагическая мистерия). Неслучайно Гамлет произносит свой монолог «Быть или не быть» среди зеркал. Он вглядывается в пустоту, в темноту, в коридор отражений также, как и во внутреннее зер­кало человека, в его потусторонность. Наши зеркала постоянно бесшумно мечутся по сцене. А из-за них внезапно, из ниоткуда появляются люди. И также внезапно, таинственно пропадают.

   Пропадает юная Офелия - символ чистоты и юнос­ти (ее роли играют студентки актерского отделения училища искусств И. Зимина и А. Лисьих). Пропа­дают Полоний, Клавдий и Гертруда, которых играют Ю. Дунаев и заслуженные артисты РФ Е. Белоногов и М.Байер. А в конце концов - и сам Гамлет.

   Главный камертон на­шего Гамлета - совесть. Многие видят Принца Датского вялым, нере­шительным. Для меня он - действующее лицо, он активен! И Булыгин в этой роли выбирает - жить!..

   Конечно, «Гамлет» - это книга вопросов, ответов на которые не счесть...

 

 

«Гамлет». «Гамлет?» «Гамлет!»

    В жизни   каждого из нас, как и в жизни  целого поколения, наступает такое время, когда  необходимо переосмыслить пройденное,  и, подведя итог, уверенно двигаться дальше.  Шекспировский  «Гамлет», подаренный миру почти полтысячелетия назад, дает землянам  возможность сегодня проверять себя на соответствие званию человека.

    Каждая театральная постановка пьесы – всегда событие, поскольку выводит «на очную ставку с прошлым» массовые аудитории людей.   Трудясь в одной упряжке с драматургом, актеры  могут либо поднять мысль автора до космических высот, либо  приземлить ее. Это зависит от мастерства и мироощущения исполнителя роли.  Чем глубже душа – тем выше полет.

   29 ноября творческий коллектив  Нижнетагильского драматического театра им. Д.Мамина-Сибиряка  постановкой бессмертного произведения держал экзамен на зрелость. (Режиссер спектакля  Заслуженный деятель искусств России, лауреат государственной премии РФ Валерий Пашнин, сценография лауреата государственной премии России Александра Кузнецова, музыка Вадима Шосмана).

    Надо ли говорить о том, что  зрительный зал был заполнен до предела, и еще до начала спектакля здесь  царила атмосфера праздника, ведь долгожданная премьера стала к тому же бенефисом Игоря Булыгина, исполнившего главную роль. 

   Говорят, встречаются такие любители сцены, которые приносят на спектакль  текст классической  пьесы - чтобы сверить… С «Гамлетом» дело обстоит еще сложнее –  многие из присутствовавших  в зале  имели возможность сопоставить преподнесенный Булыгиным образ с актерскими шедеврами Лоуренса Оливье, Иннокентия Смоктуновского и Владимира Высоцкого.   Но говорят и другое: кто не рискует – тот не пьет шампанского. Смелость постановщика и исполнителей, взявшихся за  хрестоматийный колосс, уже сама по себе заслуживает уважения - далеко не всякий творческий коллектив обнаруживает такую решительность. (Для справки: лишь семь театров страны сегодня включили в свой репертуар это произведение).  

    Чем  мог покорить зрителей режиссерско-актерский синклит работы? Прежде всего,  узнаванием современности, ведь театральные и кинопостановки, ставшие своего рода классикой, отразили дух именно  своего времени. Наверное, в том и преимущество сегодняшнего спектакля, что он наш, и  этот «Гамлет» - герой  начавшегося недавно нового тысячелетия.

    Ощутив ауру премьеры, наверное, нельзя поставить все точки над «И» в большой и серьезной работе. У нас еще будет время, чтобы всмотреться в Гамлета, Клавдия, Офелию,  Гертруду, подумать и поговорить о сути созданных характеров, поискать  собственные черты в бессмертных фигурах, рожденных классиком  эпохи Возрождения.

   Несомненно одно: в спектакле есть концепции образов. Они интересны, хотя и не бесспорны.(Значит, неизбежны столкновения мнений, усиливающие воздействие новой постановки).  Здесь присутствуют режиссерские находки, удивляющие  точностью психологических поворотов.   За всем этим – стремление сверить свою жизнь с гуманистическими канонами человеческого бытия, над которыми не властны ни  запросы эпохи, ни политический строй, ни  само время. Сверить свою жизнь и поспособствовать  в этом зрителям.

Татьяна  ГОРБУНОВА

 

 

 

Мария Байер:  О Мамаше Кураж

    Самое трудное в Анне Фирлин - Мамаше, как ни странно - ее кураж. Качество, которое ей помогает и торговать, и де­лать свой страшный выбор между совершением сделки и спасением детей. Роль трудная, потому что мне сложно найти оправдание своей героине, ибо война перевернула ее представление о добре и зле с ног на голову. Смыслом жизни становится для нее не попытка выжить и уберечь детей, а торговля, ее идол - маркитантская повозка.

   Я очень благодарна своим партнерам по спек­таклю, особенно Е. Гордеевой - у нее очень сложная роль немой дочери Мамаши Кураж. Благодарна артистам В. Каратаеву и Е. Сетькову - моим сы­новьям по пьесе, Е. Белоногову - Повару, «Питеру с трубкой», В. Саргину - Капеллану, О. Малинов­ской - Иветте, И. Булыгину - у него роль некоего гения смерти.

   Вместе с нами тяжелое рождение этого спектак­ля разделили многие молодые артисты и студенты актерского отделения училища. Своими танцами они создают атмосферу спектакля - атмосферу не­скончаемой войны, сопровождая многие зонги. Текст многих зонгов написал С. Зырянов, в пере­сказе которого мы и играем пьесу Б. Брехта, а му­зыку к спектаклю создал В. Шосман. Я много пою в «Мамаше ...», причем в непривычном для себя стиле рок.

   Конечно, я благодарна В. Пашнину за возмож­ность осуществить мою давнюю, еще юношескую мечту - сыграть роль, в которой когда-то блиста­ла моя мама. Роль такого плана - впервые в моей долгой актерской карьере, и я благодарна за нее Судьбе.