Правила

Так принято в НДТ


Дорогие наши Зрители, большие и маленькие!

Мы хотим, чтобы вы знали: у нас принято, что
• ровно за час до начала спектакля Театр открыт для Вас. Вы можете сдать в гардероб верхнюю одежду, приобрести программку и наш театральный журнал, посмотреть портретную галерею Актеров - в фойе Д.Мамина-Сибиряка и сменную выставку живописи или фотографий – в фойе Н.Серебренниковой, а также перекусить в буфете

• первый звонок – это приглашение пройти в Зрительный зал. Его двери распахнутся за 15 минут до начала спектакля, и вы успеете занять свои кресла и обязательно выключить сотовый телефон, чтобы во время спектакля он не помешал Вам и Вашим соседям следить за действием, не нарушил работу технических цехов Театра и не отвлек Актеров

• второй звонок – это просьба поторопиться, чтобы не опоздать к началу, предупреждение, что занавес распахнется через 5 минут

• дежурный администратор поможет вам, если вдруг ваши кресла окажутся заняты.

• третий звонок – это объявление: «Мы начинаем!» Как только он отзвучит, вход в партер закрывается. Не обижайтесь, но опоздавшим Зрителям придется занять свободные места на балконе. Пересесть в кресла, указанные в Ваших билетах Вы сможете только в антракте

• продолжительность антракта – 15 минут. Мы надеемся, что за это время Вы успеете полакомиться в буфете, и не будете продолжать театральный ужин в зрительном зале, ведь дурной тон непременно вызовет недовольство сидящих рядом с Вами Зрителей

• к началу второго действия лучше не опаздывать, ведь с третьим звонком двери партера вновь будут закрыты, и Вам придется досматривать спектакль с балкона

• фотографировать спектакль и снимать его на видео в Театре не принято, потому что это нарушает Закон об Авторском праве и очень мешает всем Зрителям.

• собираясь вручить Актерам цветы после спектакля, не торопитесь первым выйти на сцену, иначе Вы можете нарушить поставленный поклон и будете чувствовать себя неловко

• финальный поклон Актеров длится недолго, всего несколько минут - для Ваших аплодисментов, улыбок, цветов. Поэтому Зрителям не стоит торопиться в гардероб, ведь он будет работать еще полчаса после окончания Спектакля

• если Вы хотите пойти в театр с ребенком, обратите внимание на возрастной ценз спектакля (может быть вашему ребенку еще рано смотреть его). И не забывайте, что на вечерние спектакли дети до 7 лет не допускаются

 
Когда аплодировать?


1. Когда откроется занавес, и вы увидите декорацию спектакля. Это аплодисменты работе Художника.

2. Когда на сцену выходит любимый большинством Зрителей Артист, возможно, тот, у которого сегодня бенефис. Это аплодисменты признания таланта Актера.

3. Когда на сцене происходят ожидаемые или внезапные события, которые особенно радуют вас, герои принимают то решение, которое вы одобряете. Это аплодисменты Автору, его пьесе.

4. Когда закончится особенно тронувший Вас монолог, понравившийся Вам музыкальный (танцевальный, вокальный) фрагмент спектакля и мастерски поставленная и сыгранная сцена. Это аплодисменты Актерам, Режиссеру, Художникам, Композитору, Хореографу и, конечно, Актерам.

5. Когда Вы и большинство Зрителей одобряете шутку, узнаете классическую фразу, которая покажется вам чрезвычайно актуальной, отмечаете режиссерскую находку, актерскую импровизацию. Это аплодисменты взаимопонимания, творческого дуэта Театра и Зрителя.

6. Когда завершится картина, действие или спектакль. Финальные аплодисменты - Ваша благодарность всем создателям, участникам Спектакля, работником театральных цехов, без которых он не мог бы родиться и состояться.
 
 
Дресс-код, номерки и другие мелочи...


• Дресс-кода для современного театрального зрителя не существует. Вы спокойно можете прийти в зал в повседневной одежде, разумеется, если она не спортивная и не пляжная. Но если посещение театра для Вас радостное событие, то вечерний костюм и нарядные платье и туфли, украшения, клатч – все это будет соответствовать Вашему настроению.

 • Верхнюю одежду в гардеробе принято перекидывать через барьер и подавать «петельку» в руки гардеробщице.

 • Проходить к своим креслам в середине ряда следует лицом к сидящим

 • Мужчине желательно не только пропустить спутницу первой, но и придержать рукой сидение кресла, предназначенного для нее

 • Если в театр пришли две пары, то мужчины садятся слева и справа от своих спутниц, так что дамы оказываются в центре

 • Крайние от прохода кресла лучше занять мужчине, чтобы Зрители, пришедшие позже, сначала побеспокоили его, а не его спутницу

 • Номерки от гардероба имеют «привычку» падать в самый неподходящий момент, поэтому не держите их в руках. Пусть вместе с отключенным сотовым телефоном он покоится до конца спектакля в кармане или в дамской сумочке

 • Когда спектакль закончится, первым принято встать мужчине, чтобы помочь своей спутнице подняться и откинуть сидение кресла

 • Мы уверены, что Вам не составит труда познакомить с этими мелочами ваших детей. Если Вы идете на детский Спектакль с ребенком или хотите взять его на вечерний Спектакль, то познакомьтесь с «Правилами для юных зрителей»

 
 





Забытые театральные манеры




Свод правил театрального зрителя 100-летней давности

§ 1.В театре должно держаться, точно так же прилично и воспитано, как в великосветской гостиной. Главное и самое важное условие для всех посетителей театра есть соблюдение строгой тишины. Во время представления неприлично обращаться к соседям с какими бы то ни было вопросами и беспокоить их просьбою одолжить афишу или либретто. Все это следует отложить до антракта, когда не рискуешь помешать другим. Точно так же не должно и знакомым разговаривать между собой во время сценического действия, как бы ни были ярки вызываемые ими впечатления. В этой степени сдержанности и умения владеть собой сказывается хорошее воспитание. Склонность к неуместной болтовне в театре особенно замечается среди женщин, которым мы убедительно советуем воздерживаться от этой неприятной привычки.

§ 2.В бельэтаже и бенуаре костюмы требуются нарядные, часто декольте, но чем скромнее ярус тем скромнее и платье. На торжественных и парадных спектаклях, принято всем надевать в ложах костюм декольте с короткими рукавами, причем пожилые дамы надевают сверху кружева или легкую накидку. В партер дамам приличнее всего являться в черном платье и в скромной городской шляпке. Ни прически, ни шляпки не должны быть слишком высоки или огромны, для того чтобы не мешать сидящим позади видеть сцену.

§ 3Аплодируют только мужчины; ни одна благовоспитанная женщина никогда не позволит себе такого шумного проявления своего одобрения. Но и аплодисменты мужчин не должны быть оглушительны, что всегда крайне неприятно для слуха.

§ 4. Передние места в ложах всегда предоставляются дамам. В ложах сидят без шляп; пожилые и замужние надевают чепчики или куафюры с цветами; молодые девушки прикалывают к волосам цветы или банты.

§ 5. Оглядывать театральную залу в бинокль во время представления неприлично, когда должно сосредоточить внимание на сцене и смотреть только туда. Это общее правило для всех, но в особенности молодые девушки должны избегать осматривать публику, даже в антрактах они должны делать это крайне осторожно, не обращая на себя ничьего внимания. Высказывать кому свое мнение, хвалить или порицать самоуверенно того или другого актера молоденьким девушкам также неприлично. Вообще они должны держаться как можно спокойнее и незаметнее.

§ 6. Если в театре оказываются знакомые, то с ними не раскланиваются радостно и усердно, а лишь приветствуют их издали легким наклонением головы; если это лицо очень высокопоставленное, то следует кланяясь, несколько привстать.

§ 7.Дамам вообще лучше не выходить из лож или из партера, но если уж очень жарко, то они могут прогуляться со своим кавалером в фойе; одна же дама туда идти не может. В ложу можно принести мороженое или прохладительное питье, но в партер этого не делается. Можно привозить с собою конфекты и освежающие лепешки, так же как одеколон во флакончике, но употребление мятных и других сильно пахучих лепешек следует избегать, так как запах их может быть неприятен окружающим.

Любопытные правила поведения в Большом театре в конце 19 века

«Если дамы входят в ложу, где мужчина занимает переднее место, то приличие требует, чтобы он предложил своё место одной из них, если бы даже она была ему незнакома; в случае отказа с её стороны он должен настоятельно просить её об этом».

«Если вы чистите апельсин, или берёте конфеты, то предложите их особам, сидящим в вашей ложе, даже тогда, если вы и не знакомы с ними. Кроме того, светскому человеку ставится в обязанность предложить дамам афишу спектакля, а также осведомиться, не желают ли они какого-либо прохладительного напитка, фруктов, конфет и в случае утвердительного ответа с их стороны немедленно доставить требуемое».