Анатолий Щеголев
Идет работа над страницей
Анатолий Иванович Щеголев – главный режиссер театра с 1974 до 1983 года
Нелли Иосифовна Щеголева – заведующая музыкальной частью театра с 1974 до 1981 года
Капитан режиссерской команды
Творческий взлет, одухотворенность от репетиций и спектаклей появились у актеров с приходом в театр А. Щеголева. С удовольствием работали актеры в спектакле «Характеры», где не только раскрылись характеры персонажей В. Шукшина, но и обозначились новые краски в запасе ветеранов нашей сцены и творческой молодежи.
В репертуаре появилась пьеса «Лучше останься мертвым, или Человек со звезды» Виттлингера. В ней в полную силу раскрылось мастерство И. Высоцкой. Она играет в этом спектакле семь ролей - семь психологически разных образов: медсестру, служанку пастора, богатую даму, мотоциклистку... И в каждой, непохожей на предыдущую и последующую, поворачивается все новой и новой гранью своего дарования... (Лариса Песецкая, завлит)
Стабильной выглядела жизнь театра на рубеже 70-80 годов. Помимо официального названия он с честью нес звание Театра Рабочего города. Оно было этаким пышным фасадом. С коллонадой. Стабильность эта имела место быть благодаря неусыпной и трогательной заботе многоэтажных вышестоящих инстанций. Театр был полностью «зафлажкован» красными флажками, то есть идеологией развитого социализма. Люди театра, отвечающие за репертуар, отчетливо понимали, что «шаг влево - шаг вправо» чреват большими неприятностями.
А Анатолий Иванович Щеголев, умудрялся ставить пьесы «Человек со звезды» Виттленгера, «Драму из-за лирики» Г. Полонского, «Наедине со всеми» А.Гельмана.
А чтобы соблюсти «репертуарный баланс», он дипломатично включал в афишу «датские», посвященные юбилеям этапных в стране событий и личностей, спектакли – «Товарищ Время», «Между ливнями», «Где-то на Урале». Он трижды ставил произведения Д.Мамина-Сибиряка – «Золотая пыль» и «Приваловские миллионы». Он смело взялся за совершенно не обещающую успеха драму О. Данилова «Петрович». И театр удачно выступил с ней на Всероссийском фестивале «Образ современного рабочего на сцене и в драматургии», играл на гастролях в Чечне и Осетии, куда с огромным трудом была доставлена небывалая- во все зеркало сцены – металлическая конструкция, которую, кстати, в порядке шефской помощи сварили на Уралвагонзаводе.
В ту пору у театра был план - 9 постановок в год. Если отбросить гастроли и отпуск, получаете надо было раз в месяц штамповать свою продукцию - как главный конвейер того же Уралвагонзавода.
С такой задачей в одиночку было не справиться. До конца 70-х годов вторым режиссером-постановщиком был в театре Виктор Хоркин, спектакли которого «Дикарь» и «Восемь любящих женщин» побили в те годы все рекорды зрительской посещаемости, а «Взрослая дочь молодого человека» стала одной первых постановок нашумевшей пьесы В.Славкина в провинциальном театре.
Анатолий Иванович стал инициатором включения Нижнетагильского драматического во Всесоюзный ТЮЗовский эксперимент, призванный доказать, что в городе, где нет специального детского театра, его функции может выполнять театр «взрослый». По условиям этого эксперимента каждый сезон в репертуаре должно было появиться три спектакля для детей и молодежи. Свердловское театральное училище должно было «по распределению» направлять в Тагил 4-5 своих выпускников ежегодно. Руководство города обязывалось предоставлять им жилье, а театр – дебют. В результате этого эксперимента в афише появились «Золушка», «Сын полка», «Снежная королева», «Белоснежка», «Гуманоид в небе мчится», «Расплата», «Следствие», «Лети все горе прочь…» и другие спектакли, главные роли в которых исполняли совсем юные Е.Чудинов, В.Саргин, А.Саловский, В.Бухаров, А. и Н. Сухинины, А.Шебаршин…
Сейчас (в 2015 году) в театре осталось четверо участников эксперимента, закончившегося 30 лет назад, - Василий Саргин, Евгений Зимин, Сергей Зырянов и Андрей Рывкин.
В 1980 году Анатолий Иванович Щеголев создает режиссерскую команду единомышленников в составе Дариана Дралюка и Юрия Горина. Три шестидесятника, эрудита, знатока поэзии и любителя литературы, три прекрасных рассказчика и оратора, три режиссера с разными почерками и манерами… За их эксперименты и творческо-идеологическое инакомыслие А.Щеголеву не раз приходилось «отвечать» перед упомянутыми вышестоящими инстанциями... То его упрекали за то, что в спектакле Дралюка «На бойком месте» кони на заднике «вовсе не из Островского», то настойчиво рекомендовали не показывать на только что (тогда впервые!) открытой Малой сцене поставленную Гориным пьесу «Двадцать минут с ангелом»– «её же Вампилов написал»! А многие пьесы, буквально добытые, благодаря многочисленными знакомствам с режиссерами столичных театров и драматургами, «рекомендовали» выбросить в корзину. Не сладко всем троим пришлось в те годы, и результате – все трое один за другим ушли из театра.
Накануне юбилейного 30 сезона
Тридцатый сезон открывает сегодня Нижнетагильский драматический театр, и закономерно его желание порадовать зрители яркими, волнующими спектаклями, если учесть, что нынешний сезон юбилейный, то понятно стремление мастеров сцены показать самые удачные работы и, оглянувшись назад, шагнуть дальше.
Тридцатый раз поднимется алый бархат театрального занавеса... Знаменательное событие в культурной жизни нашего города совпало с напряженными днями подведения итогов пятилетки и подготовкой к XXV съезду партии. Это накладывает на творческий коллектив особую ответственность и за выбор репертуара сезона 1975/76 годов, его художественную ценность и идейную направленность. Советская пьеса должна занимать ведущее место в театральной афише. Разговор о сегодняшнем дне, о нашем современнике, затрагивающий нравственные аспекты жизни человека, должен идти постоянно.
Мы начинаем сезон премьерой по пьесе Э. Володарского «Долги наши». А в дальнейшем намерены показать пьесы Г. Полонского, А. Хмелика, И. Друце и других советских драматургов, В репертуаре театра сохранятся спектакли по пьесам Н. Погодина, С. Смирнова, К. Симонова, В. Шукшина. Русскую классику представляют «Женитьба» Н. Гоголя, «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, Зритель увидит на нашей сцене также «Золотопромышленников» Д. Мамина-Сибиряка, Не останутся без внимания и произведения зарубежных драматургов Р. Нэша, Т. Уильямса, К. Виттлингера. Детям мы покажем сказку «Емелино счастье».
За 30 лет у нашего коллектива были удачи и неудачи, интересные и неинтересные сезоны. Но стремление к правде, жизненности и достоверности всегда отличали его лучшие премьеры. И лучшие работы актеров. Невозможно представить себе театр без спектаклей, поставленных Ю, Юровским, В. Мотылем, Е. Островским, без сценических образов, созданных Г. Шевченко и В. Кайгородовым, В. Шкарупой и 3. Бестужевым, М. Полетаевой, В. Бантиным, B. Кадочниковым и многими другими.
В сегодняшнем творчестве В. Зайцева, Н. Чумаковой, Ф, Штоббе, Н. Будагова, C. Першакова, Н. Серебренниковой, В. Гришина и других актеров есть то главное, без чегоне может быть полнокровного художественного образа — правда характера, страстность,гражданская позиция. Слияние творческих устремлений ветерана нашего театра Д. Черкасова и молодого актера С. Лаврентьева,И. Кашннкова и Е. Бычковой, А. Вакулиной и Т, Примак —независимо от возраста и опыта— залог творческой молодости коллектива.
Театр вступает в свой тридцатый сезон. Что же, это возраст молодости и зрелости. Хочется, чтобы на наших спектаклях, в дни встреч на предприятиях, на репетициях, зрительских конференциях — во всей нелегкой повседневной жизни ощущалась эта молодость и зрелость. (Главный режиссер театра Анатолий Щеголев)