Иван Кашников
Иван Евгеньевич Кашников - артист, один из первых тагильских актеров, основатель театральной династии
К 60-летию актера
Иван Евгеньевич и его роли
Тагильчане наверняка заметили яркие афиши городского драматического театра, на которых выделяются цифры: «60-40-30». Это значит, что Ивану Евгеньевичу Кашникову исполнилось 60 лет. 40 из них он играет на сцене уральских театров. 30 – работает в Нижнетагильском драматическом.
Познав азы актерского мастерства в студии при Свердловском драматическом театре имени «Комсомольской правды», Кашников выступает на сцене Ирбитского драматического театра. Первыми были роли в пьесах «Мещане», «Егор Булычов и другие» М. Горького.
«Сорок первый, сорок трудный, сорок страшный год», одевший страну в шинели, призвал в строй защитников Родины и Ивана Евгеньевича Кашникова. Когда грохотали пушки, сокрушать врага помогали и музы
Рядовой полоцкой инженерно-саперной бригады Иван Кашников по заданию политотдела создает ансамбль песни и пляски. Искусство тогда было приравнено к штыку, сознание этого вдохновляло, удесятеряло силы руководителя солдатского ансамбля. Медали, которых удостоен Иван Евгеньевич, - это награды и солдату, и артисту. 9 мая 1945 года старший сержант И. Кашников встретил вместе со своим ансамблем в Прибалтике.
Многое повидал он на войне. Богаче стал жизненный опыт, а, следовательно, шире и актерский диапазон. Придя на сцену Нижнетагильского драматического театра в год его создания, Кашников смело берет четыре сценические «октавы». Краски лирические, драматические, мягко комедийные и яростно сатирические составляют арсенал его изобразительных средств. Актер выбирает из них именно те, которые нужны ему сегодня для решения конкретной роли, определенного характера
Из более ранних сценических образов, ставших, на наш взгляд, этапными, хочется напомнить Сердюка («Иркутская история» А. Арбузова), Дегтяренко («Настоящий человек» Б. Полевого), Федора («Мать своих детей» А. Афиногенова).
С годами стала тоньше психологическая разработка роли, крупнее мышление, последовательнее выявился процесс развития характера. Кашников создает образы Яичницы в «Женитьбе» Н. Гоголя, Джильберта в «Марии Тюдор» В. Гюго, Огородникова в «Семье» Н. Погодина. За роль Никиты Демидова, основателя уральских заводов в спектакле « Были Каменного пояса», он удостоен диплома первой степени на смотре театральных коллективов к 100-летию со дня рождения К. С. Станиславского
Постепенно раскрылся редкий дар И. Е. Кашникова- умение много сказать в маленькой роли. Среди таких хочется отметить Чуднова в «Кремлевских курантах» Н. Погодина, парторга Капанадзе в спектакле «На диком береге» по пьесе Б. Полевого, Амиаса Пуалета, главного стража Марии в трагедии Шиллера «Мария Стюарт».
Среди множества ролей сыгранных И. Кашниковым, трудно найти хотя бы две-три похожие. В поисках путей создания сценического персонажа Иван Евгеньевич параллельно изучает характер человека, которого готовится сыграть, ищет внешние приметы характера, а в соответствии с этим лепит уже весь образ.
Яркости, неповторимости своих героев актер добивается, прежде всего стремясь глубже проникнуть во внутренний мир каждого из них, понять мотивы поступков, глубоко изучить авторский текст пьесы и ее режиссерскую партитуру. Особый интерес для Кашникова представляет работа над классическими произведениями, а их в творческом паспорте актера немало: «Пучина» А. Островского (Пуд Кузмин Боровцев), «Ревизор» Гоголя (городничий), «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого (Иван Петрович Шуйский)
Актер играл большие и маленькие, положительные и отрицательные роли в пьесах зарубежных драматургов Бомарше, Жери, Ремарка...
Впервые встретившись со спектаклями по пьесам советских драматургов еще на студенческой скамье, Кашников продолжает играть в них и по сей день. Зрителям, конечно, запомнился его молодой весельчак Митя Гиря из «Сельских вечеров» председатель горсовета Онохин из спектакля «Далеко от Сталенграда», принципиальный Сартаков из «Совести» В. Пановой, боцман крейсера «Заря» в «Разломе» Б. Лавренева.
Интересны две последние работы актера. В «Характерах» В. Шукшина Кашников играет председателя колхоза Матвея Степановича. Не может уснуть председатель под звуки Венькиной гармони, сладко тревожат они сердце пожилого человека. Загрустил он, заслушался. И постепенно стали слышны ему не только звуки музыки, но и души людей его деревни. Он пристальнее всматривается в своих односельчан, таких разных и удивительных, начинает глубже понимать и любить их. Тонко и лирично ведет актер роль, в мягкой манере игры, в сдержанном тоне так и слышатся шукшинские нотки.
В спектакле «Люди, которых я видел» Кашников исполняет роль командующего фронтом Русакова. Русаков у него не только талантливый генерал, но и просто хороший человек: умный, добрый, гуманный. Он не чувствует себя героем, считает, что совершает абсолютно естественные поступки: в нем живет осознание готовности самопожертвования во имя главного, во имя Победы. Кашников показывает, как, руководствуясь логикой совести, Русаков может быть гневным, порой жестоким, но в то же время он по-отечески добр с солдатами. Генерал Русаков – несомненный успех актера, а весь спектакль стал данью памяти, театральным гимном тем, кто выстоял на войне, кто ушел из жизни, завоевав Победу.
На последних афишах Нижнетагильского драматического театра им. Мамина-Сибиряка рядом можно прочесть: «И. Е. и Е. И. Кашниковы». Евгений – сын Ивана Евгеньевична, он пошел по пути отца, закончил театральное училище в Свердловске и сейчас работает у нас в театре.
Зрители театра имени Мамина-Сибиряка благодарны И. Е. Кашникову – одному из старейшин коллектива, работающему здесь со дня основания театра. Из недели в неделю. Из сезона в сезон. 30 лет. Непрерывно.
О.Петрищева, «Тагильский рабочий», 13 декабря 1975
Иван Евгеньевич, Евгений Иванович, Евгения Захаровна КАШНИКОВЫ
Более 80 лет на тагильской сцене
Иван Евгеньевич Кашников начинал свою творческую биографию в Ирбите. А с 1946 был предан зрителям Нижнетагильского драматического. Он был старожилом театра, редким человеком и ярким артистом. Мощного телосложения, импозантный, громогласный, он играл председателя исполкома в «Цыгане», председателя колхоза в «Характерах», генерала Русакова в спектакле «Люди, которых я видел», Джильберта в «Марии Стюарт», Шуйского в «Царе Федоре...» Он очень подробно работал над каждой пьесой, дотошно исследовал характер будущего героя, «лепил образ» по всем канонам старой театральной школы и вкладывал в него собственную богатую душу и весь свой талант. Когда вырос и стал артистом его сын Евгений, Иван Евгеньевич мечтал сыграть с ним на одной сцене. Но сначала молодой артист уехал в Челябинск. Мечта отца сбылась в 1974 год, когда Женя стал его партнером на тагильской сцене. Они сыграли вместе в гоголевской «Женитьбе»: отец — Яичницу, а сын — Кочкарева... Когда в 1996 году Евгению Кашникову присвоили звание заслуженного артиста, он сказал: «Это звание нам на двоих, но большая часть — отцу». Иван Евгеньевич уже не мог разделить радость сына…
Возвращение младшего Кашникова в Тагил было связано с рождением нашей семьи. Нам предложил остаться в этомА.И. Щеголев, режиссер, с которым я работала несколько лет в Смоленске. Тогда он был назначенны главным в тагильскую драму. От предложения Анатолия Ивановича мы не отказались. У нас были замечательные роли! У него — Митч («Трамвай «Желание»), Трессер («Человек со звезды»), Бэмс в спектакле В. Хоркина «Взрослая дочь молодого человека». Она была любимой у Жени, потрясающей его работой. Ему удалось в 30 с небольшим лет сыграть сломанную человеческую судьбу, некоторые драматические моменты без слез было невозможно смотреть. И у меня были главные роли в спектаклях «Драма из-за лирики» — Марина, «С любимыми не расставайтесь» — Катя, «Старый дом» — Саша. Мы были молоды, наверное, амбициозны и, задумав вырваться на простор, в 1980 году отправились пробовать себя в театрах больших городов. Семь лет мы работали в Петрозаводске и Казани. А потом вернулись в Тагил — навсегда!
Для меня это время связано с интересными ролями в спектаклях «Двое на качелях», где мы партнерствовали с А. Саловским, «Звезды на утреннем небе», «Санта Крус», «Женский стол в Охотничьем зале», «Горное гнездо» — в них мы вновь работали с Женей. У него наступила пора творческого взлета. С успехом играет он и комедийные, и глубоко психологические, тонкие роли в спектаклях «Свалка», «Женское постоянство», «Дядюшкин сон». Играет Дорна в «Чайке», Доменико в «Филумене Мартурано», Нельсона в пьесе «Леди Гамильтон». Его работу в спектакле «Цианистый калий... с молоком или без?» высоко оценила А. А. Егорова в «Тагильском рабочем», так описав ее: «Его старичок дон Грегорио, этакий «божий одуванчик» с седым хохолком на макушке, невинными глазами младенца, с семенящей походкой старца и бурным темпераментом молодого любовника». Он работал в жанре буффонады и гротеска, Это был актерский фейерверк, легкий и искрометный...
В трагедии «Ромео и Джульетта» мы играли чету Капулетти. В этом спектакле он вышел на сцену за три дня до того, как его не стало... Давно уже нет на свете его отца. Но оба они — Иван и Евгений Кашниковы оставили яркий след в истории нашего театра, которому они прослужили 50 лет.
…Прежде на театре было принято женам актеров иметь сценический псевдоним, чтобы не повторялась в программках одна и та же фамилия. Пусть повторяется, пусть звучит! В память о дорогих мне людях, ради того, чтобы продлилась актерская династия, я поменяла фамилию Бычкова, под которой жила на сцене 30 лет, на фамилию любимых моих людей.
Евгения Кашникова