Начало биографии нашего дома

Здание театра давно стало одним из архитектурных брендов Нижнего Тагила. Оно украшает собою главную площадь города, названную, Театральной. Его видно издалека с противоположных концов проспектов Ленина и Строителей. Днем оно поражает великолепием, вечером, в свете театральных фонарей, выглядит таинственно…

Оно было построено в 1955 году  по проекту архитектора А.Тарасенко


19 июня 1944 года Городской совет принимает новое  постановление «О строительстве нового драматического театра на 1000 зрителей в Н.Тагиле».  В нем был одобрен технический проект  «разработанный Всесоюзным трестом «Театрпроектстроймонтаж», автор проекта архитектор-художник И.П.Куренной». Для строительства здания был отведен участок   в пределах улиц Ленина, Красноармейской и Первомайской.  Это и это решение не было выполнено. Театрального здания по упомянутому проекту не построили. Но знаменательно, что в последний год войны вопрос о его строительстве решался руководством города. Еще в  1936-1937 годах Городской совет провел конкурс проектов здания театра. Но ни один из предложенных проектов не был воплощен в жизнь.

В начале 50-х годов,  после долгих обсуждений городских и областных инстанций театр решили строить на площади, где располагались пожарная часть и погост, -  на возвышении, видном с разных сторон. 

Здание театра в середине ХХ века

5new.jpg - 76.58 kb

7new.jpg - 66.69 kb

Здание театра в начале ХХI века

4new.jpg - 82.29 kb

6new.jpg - 104.42 kb

8new.jpg - 80.3 kb

В газете "Тагильский рабочий" от 22 июня 1952  была опубликована статья В.Сергеева "Решающий период", судя по которой строительство здания должно было завершиться раньше, чем это произошло в  действительности.

Наступил решающий период в строи­тельстве городского драматического театра. В течение июня и июля строители должны полностью закончить кирпичную кладку здания, возвести крышу, проложить все наружные коммуникации. От этого защитит непрерывная и успешная работа на объекте в осенне-зимний период и выпол­нение обязательства, строителей — пол­ностью закончить стройку и сдать театр в эксплуатацию к 7 ноября 1953 года.

Бригада каменщиков тов. Бервено в ко­личестве 10—12 человек в отдельные дни укладывает по 30 кубометров кирпича вместо 15—16 кубометров по норме, эко­номит при этом материалы и денежные средства. Но ее усилий недостаточно, чтобы закончить кладку стен и сценического колпака в намеченный срок. Несмотря на широкий я непрерывный фронт работы, каменщики не успевают ежедневно укла­дывать по 50 кубометров кирпича, как требуется по обязательству. Однако управ­ление Горжилстроя и трест все еще не вы­делили дополнительно 5—8 квалифициро­ванных каменщиков. Поэтому не с должной интенсивностыо растут боковые стены, последний этаж задней части здания и фасад. Задержалась кладка восьми колонн.

Пора форсировать и внутренние работы, в частности очистку грунта и бетонирова­ние в подвале, штукатурку подвального и первого этажей. Надо уже прийти сюда сантехникам и электрикам, сделать заме­ры и приступить затем к монтажу сантех­ники и электрооборудования. Но никто не субподрядчиков сюда еще не заглядывал.

Укладка бетона идет медленно, по несколь­ку кубометров в смену, вместо 15-—16. Та­кие темпы не отвечают поставленной зада­че — в кратчайший срок уложить в под­вальной части 150 кубометров бетона. Это влияет и на другие работы. Ведется сборка боковых лестниц, но то­же недостаточно быстро, так как имелись неполадки в изготовлении ступеней, мед­ленно разрешались проектные неясности и, главное, из-за перебросок и нехватки рабочей силы.

Вызывает большую тревогу то обстоя­тельство, что ни строители, ни заказчик с проектантом не приняли практических мер к немедленной прокладке наружных ком­муникаций, особенно водопровода и тепло­фикации. Руководители треста и строй управления Горжилстрой ссылаются на не­ясности в технической документации — не даны четкие указания о сечении кана­лов, — и на, то, что не сделана городским архитектором разбивка трассы. Нет неко­торых деталей оборудования. Заказчик ограничивается только бумажной связью с проектантами, терпеливо ждет от них до­полнительных указаний и теряет дорогое время. Надо быстро решать эти вопросы, иначе могут возникнуть большие трудности для всего комплексе работ.

Уже теперь необходимо практически ре­шать вопросы о спецификации материалов, о заказах на детали оформления театра, о заготовке отдельных деталей электро- и механооборудоваиия. Требуется подумать и о благоустройстве территории вокруг те­атра.

В этот день 20 августа 1955 года


Но тагильчане знали,  что на самых тяжелых работах, не требующих особой квалификации, использовался бесплатный труд заключенных Тагиллага… Среди музейных экспонатов театра хранится доказательство этого факта - послание строителей-заключенных потомкам...В газетах того времени писали, что первыми в новый зрительный зал пришли строители театра.  Конечно, рядом с руководителями города, районов, предприятий и организаций Тагила, высокими гостями из Свердловска, нашлись места и для лучших строителей. 

keyboard_arrow_up